Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" присущи также и черты романа
психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести
и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к
внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого
меняются. Автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение:
плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней
красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.
Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей
внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь
Андрей, преодолевающий свой страх — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерехов только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска
истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер
разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев,
открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в
которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного
смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя
Андрея такими моментами душевных перемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над
детской кроваткой, когда князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии
героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски
разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим
ценностям: любви, природе, искусству, семье.
Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого — например, семья Курагиных, которую и семьей назвать
сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той "родовой поэзии", которая свойственна
семьям. Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное
родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в
отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки
родительской любви" и дети — "обуза его существования").
Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет
сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает). Любимые герои Толстого —
плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их
"собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Важный принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны,
рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. Во сне князя Андрея раскрываются те
противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый,
гармоничный, сон Николая Болконского — сон "болконский", рассудочный, проблематичный. Толстой показывает
своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость
душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле,
показанном сквозь призму восприятия Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал "Войны и мира".
Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно живыми, а
характеры их — психологически достоверными, многогранными.