Пьер принадлежит к числу тех людей,

ко­торые сильны только тогда,

когда они чувству­ют себя вполне чистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, разви­тие идей, изменение мировоззрения. Один из таких лю­дей — Пьер Безухов, жизненный путь которого был сло­жен и труден, но в котором никогда не гасла жажда само­совершенствования, развития личности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыс­лящим человеком, но достаточно далеким от реальной русской действительности, в результате чего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесчестных людей.

Став законным графом Безуховым, Пьер приобретает статус знатного и богатого человека, женится на каприз­ной и бездушной, но удивительно красивой Элен. Со временем Безухова начинает тяготить тот праздный и паразитический образ жизни, который он ведет, посколь­ку он видит, как фальшиво то общество, к которому он принадлежит. Вынужденный жить по его законам, Пьер занимается какими-то делами, посещает балы и салоны, стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю бессмыс­ленность такого существования. Разочарованный, он расстается с женой, оставив ей почти все свое состояние, и уезжает, терзаемый вопросами о смысле жизни и месте человека в ней.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Бе­зухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому рус­скому человеку, необходима какая-то вера. Так он стано­вится масоном. Легко поддавшись внешнему очарованию масонства, Пьер почти счастлив. Он ощущает себя силь­ным, потому что теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много вре­мени, чтобы понять, что проповедующие бедность и пра­вильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление из­влечь собственную выгоду.Одно время Пьера чрезвычайно привлекал образ Напо­леона — ему тоже хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с началом Отечественной войны 1812 года это увлечение проходит, Пьер понимает, что по­клонялся деспоту и злодею, а значит — пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Карата­евым, и этот человек дает ему совершенно новое понима­ние мира и роли человека в нем, отвечая на вопросы: для чего жить и что такое я? Безухов лишь развивает и углуб­ляет для себя это новое понимание: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни».

Толстой писал: «Нет величия там, где нет простоты, добра, и правды». И весь смысл идейно-нравственной эво­люции Пьера Безухова состоит в постепенном преодоле­нии индивидуалистического самоутверждения, в самоотре­чении ради блага и пользы других.

После возвращения из плена Пьер уже другими глаза­ми смотрит на жизнь и на окружающих людей, он стре­мится к активному изменению действительности, посколь­ку теперь даже мысль о паразитическом образе жизни ему ненавистна: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

После окончания войны Пьер женится на Наташе Рос­товой. И она, после своих страданий, и он, после всех не­счастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее счастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», он выйдет на Сенатскую площадь.

Для Толстого чрезвычайно важными являются не толь­ко итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, так как пути эти раскрывают подлинное содержание жиз­ни, ярко освещают реальные отношения, существующие в мире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но его диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, чем те истины, кото­рые постиг герой к моменту нашего с ним расставания.