«Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих характеров и судеб, энциклопедия вечных общечеловеческих ценностей. В своих произведениях писатель всегда поднимал и освещал важнейшие проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые каждому из нас приходится переживать неоднократно. Он ставил вопросы, на которые каждый человек в своей жизни должен найти ответ. Прежде всего, это вопрос нравственной чистоты людей, чистоты и величия их души.

Все герои Толстого привлекают нас своей неповторимостью, яркой индивидуальностью и своеобразием. Они заставляют нас вместе с ними переживать все жизненные ситуации и проблемы, вместе с ними думать, мечтать, чувствовать, принимать решения, делать выбор. И в первую очередь — выбор жизненного пути, жизненных позиций и принципов, определение важнейших человеческих ценностей. «Люди как реки, — говорил Л. Н. Толстой, — вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». Именно способность человека к переменам, к самосовершенствованию всегда была для Толстого признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Потому всех своих героев писатель испытывал, проверял нравственностью, духовностью. В романе «Война и мир» внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций автор уделяет особенно серьезное внимание. Духовная красота героев Толстого проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни.

Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.

В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.

Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.

Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром.

Андрея Болконского не устраивает окружающее его светское общество. Его душа стремится к чему-то большему, высшему. Видя вокруг лишь фальшь, неискренность, обман, лицемерие, он стремится вырваться их этого душного мира, реализовать свои высокие порывы, найти настоящую правду жизни. Самым верным путем для него представляется участие в военных действиях. Участвуя в войне, князь Андрей надеется найти покой и согласие с самим собой. Но не находит. Зато он открывает для себя нечто более высокое и важное, чем личные переживания и страдания. Он открыл величие народного разума и народной воли. В его душе сформировалось и укрепилось высокое чувство патриотизма, которое в конечном итоге и помогло ему определить свою позицию в жизни, найти себя. Так же, как Андрей Болконский, ищет смысл жизни и Наташа Ростова. Ее душа инстинктивно стремится к прекрасному, доброму, нежному. Она ищет любви — настоящей, искренней, сильной, вечной. Именно любовь может подарить ей и внутренний покой и полное благополучие и счастье. Но чтобы прийти к этой любви, чтобы самой полностью раствориться в любимом человеке и вызвать в своем избраннике точно такие же чувства, Наташа стремится духовно очиститься, стать еще более высокой нравственно: «Научи меня, что мне сделать, как исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…»

Пьер Безухов, пройдя нелегкий, наполненный разочарованиями и ошибками путь, приходит к своему пониманию счастья. Да, он обретает семейное счастье, любовь к Наташе обогащает его духовный мир, становясь для него высшим судьей и мерилом истины и добра. Однако семейное благополучие не может составить полного счастья для Пьера, не может полностью заполнить место в его ищущей душе. Полное успокоение и удовлетворение своих стремлений и порывов он находит в присоединении к декабристам. Он уверен в необходимости объединения всех честных людей, «чтобы противостоять общей катастрофе» .

Еще одним несомненным носителем высших нравственных ценностей является в произведении княжна Марья, живущая полным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, для нее « христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа. Именно поэтому о Марье автор часто говорит с таким благоговейным чувством, отдавая ей бесспорную дань уважения. Разные герои, разные судьбы, разные пути к счастью и сами представления о счастье. Одинаково лишь — духовное богатство, сила и цельность натуры, страстное стремление к истине и гармонии.

Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская — настоящие носители высоких общечеловеческих ценностей в романе. Они покоряют искренностью, чистотой и силой чувств, стремлением к любви и способностью любить по-настоящему, отдавая всего себя любимому человеку и при этом сохраняя себя как личность. Они могут чувствовать себя полностью счастливыми лишь принося пользу обществу, народу, стране. Они не хотят, да и не могут, в силу своих высоких нравственных качеств, замкнуться в собственном благополучии и закрыть глаза на страдания и беды окружающих их людей. Они — решительные, деятельные, гордые, смелые, честные, добрые. Все они нетерпимы к фальши, естественны в поведении и выражении своих чувств. Они сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или вполне осознаваемом, как у Андрея Болконского. Любого из них можно смело назвать идеалом настоящего человека.

Однако не только эти представители дворянства могут считаться настоящими, духовно богатыми людьми. Носителями высших духовных ценностей, таких как чувство долга, патриотизм, искренность, отзывчивость, решительность, смелость, мужество, стойкость к жизненным испытаниям и ударам, жизнелюбие, оптимизм, являются и люди из народа — солдаты, простые труженики, самозабвенно выполняющие свой долг перед родиной. Благодаря такой широкой галерее разноплановых персонажей, наделенных лучшими человеческими качествами, произведение Л. Н. Толстого может по праву считаться энциклопедией человеческих характеров, учебником нравственности и духовности.