«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника» — так писал, обращаясь к своим верным читателям, Лев Николаевич Толстой. Так что же это за произведение, заставляющее верить искренне и безошибочно в любовь, мир и всепрощение каждого, кто только находит в себе смелость взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать не отрываясь, до самого конца, переживая за любимых героев, как за самых близких друзей? Как объяснить самому себе эти слова автора, пытающегося в одной из своих самых значительных работ объять необъятное, понять непостижимое и объяснить, продемонстрировать нечто загадочное и великое читателю?

На мой довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что со мной согласятся многие, «Войну и мир» невозможно ограничить узкими рамками того или иного жанра, слишком много всего содержит в себе это произведение: картины битвы сменяются изображением мира, как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы и вообще всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь… Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои этого литературного произведения.

Каждый образ сопровождается описанием многочисленных, казалось бы неприметных и неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не нужных деталей, моментов, создающих впечатление удивительно полного раскрытия автором внутреннего мира его героев. Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все нюансы чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин оказываются рядом с Наташей Ростовой, но как сильно различается их отношение к этой юной и хрупкой девушке. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт, усиленный сложными жизненными перипетиями, продолжается недолго — увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле брани.

Вообще, читая «Войну и мир», очень интересно наблюдать за тем, как постепенно углубляется или меняется мировоззрение персонажей в этом произведении. Л. Н. Толстой попеременно заглядывает в разные места к разным людям, что позволяет проследить за каждым героем. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину, словно шар из капелек, похожий на глобус, приснившийся Пьеру Безухову. Автор написал «Войну и мир» как новую Библию, новую священную книгу, главными заповедями которой являются светлая, чистая любовь, стремление к миру, а не войне, прощение всех своих недругов. Герои этого произведения неторопливо, но верно приходят к пониманию подобных постулатов и догм. Нельзя сказать, что это легко. Пьеру, например, приходится пройти и через неудачный брак, и через дуэль с Долоховым, обмануться в масонстве, в которое он когда-то свято верил, побывать в плену и только потом наконец обрести счастье с Наташей, осознав семейное счастье как нечто главное в жизни.

В «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой призывает людей оставить вражду и борьбу между собой и начать действительно жить «по-настоящему». Он показывает на примере своих героев, к чему может привести отсутствие мира вообще и мира, лада с самим собой. Как и любое замечательное по мысли, по чувству серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого вызвала неиссякаемый поток критики и восторженных отзывов, но мне хотелось бы привести сейчас именно высказывание Н. Н. Страхова о «Войне и мире»: «…Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым». Думаю, такую связь частей и целого можно считать идеалом художественной композиции, за что произведение Л. Н. Толстого по праву называют выдающимся.“Война и мир” — это не только самое крупное произведение Л.Н.Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. “Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, ужасно трудно”, — жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал “Войну и мир”, да и неудивительно. Ведь действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать “мильоны возможных сочетаний” и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала “Войны и мира”. Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается “Война и мир”. Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, — о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа — Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени.

И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

В “Войне и мире” показана русская жизнь начала XIX века во всем ее многообразии, запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами, 1805-1807 и 1812 годов, а также события политической и общественной жизни России. Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев со всеми ее радостями и горестями.

Толстому в одинаковой мере удались и военные и мирные картины и сцены. И он испытывал от этого большую творческую радость. Чтобы написать картину Бородинского сражения, он ездил в Бородино и создал такую картину сражения, какой еще не было ни в русской, ни во всей мировой литературе. Каждый из важных моментов Бородинской битвы и каждая из существенных ее подробностей обрисованы с удивительной отчетливостью. Мы сами как бы присутствуем в центре происходящего — на Курганной батарее, откуда видим все поле боя.

Одной из лучших “мирных” сцен романа является сцена охоты. Ею был очень доволен и сам взыскательный автор.

Для того чтобы вполне достоверно описать события Отечественной войны 1812 года, Толстой изучил много книг, исторических документов, писем и других материалов об этой эпохе. Читая то, что написали об Отечественной войне 1812 года русские и иностранные историки, Толстой пришел в крайнее негодование. Он увидел, что первые “безудержно восхваляли императора Александра I, считая его победителем Наполеона, а вторые восхваляли Наполеона, величая его непобедимым. Они пытались доказать, что Наполеон был побежден не русской армией, руководимой Кутузовым, а… лютыми российскими морозами.

Толстой решительно отверг все те “труды” историков, в которых война 1812 года изображается как война двух императоров — Александра и Наполеона. Он показал ее как освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Это была Отечественная война, в которой, как пишет Толстой, “цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия”. Писатель говорил, что он любил в этом своем произведении “мысль народную”, что для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном — о спасении родины от иноземного порабощения.