Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» широкая историческая эпопея с большим количеством героев и самыми разнообразными событиями. И для того чтобы разобраться в этом многообразии, я внимательно и вдумчиво читала роман. Страницы, которые посвящены философским размышлениям, я не пролистывала, как это делали многие мои сверстники, а старалась понять и разобраться. Конечно, нельзя сказать, что я многое поняла, но самое важное, думаю, мне удалось усвоить.

На данном этапе жизни очень много говорят о религии. И я считаю, для того, чтобы лучше понять, что же такое религия, можно обратиться к творчеству Л. Н. Толстого: никто лучше его не объяснил истины и каноны религии. Сам он считал вершиной мудрости человеческой христианские заповеди, главная из которых «Не убий». И именно поэтому он разрушает романтические представления о войне, считает ее величайшим проявлением зла, которое противостоит всей человеческой природе. Толстой отрицает войну.

і Основу романа-эпопеи составляет описание военной компании 1805—1807 годов и Отечественной войны 1812 г. Но Льва Николаевича Толстого не интересуют хроники военных действий, его интересует самый главный факт войны — убийство.

Во всех философских размышлениях, в поступках и репликах героев, в пояснениях автора открыто или завуалировано слышится позиция великого гуманиста: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей...»

Через описание патриотизма, справедливости и самоотверженности борьбы русского народа с Наполеоном, автор все более внушает читателю отвращение и ненависть к войне. Так, например, если вдуматься в диалог Болконского и Безухова накануне Бородинского сражения, в котором отчетливо выражена позиция Толстого по данному вопросу, приходишь к выводу, что война неизбежно делает жестокими даже самых лучших. Ведь нельзя назвать извергом князя Болконского говорящего: «Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!»

Одной из главных идей книги — разочарование князя Андрея в войне, в героизме и в особом призвании военных. Если раньше он мечтал о совершении подвига, о спасении армии, то потом он приходит к мысли, что война — это страшная необходимость, которая возможна лишь тогда, когда разорили мой дом и идут разорять Москву,- Он понимает, что военное сословие характеризуется праздностью, жестокостью, развратом. Поэтому и закономерен конец Андрея, на краю своей гибепи он думает: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» И горячее чувство жалости охватывает нас, когда мы читаем его предсмертный вопрос: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью?»
Война, которая описана в романе во всей полноте и монументальности, предстает перед читателя! ми как бессмысленная бойня, которая была затеяна ради славы и величия ничтожных людей. В своем произведении Л. Н. Толстой противопоставляет Кутузова, который старается сократить число жертв, Наполеону, для которого сводки об убитых и раненых — лишь статистические данные его замысл»! Император показан равнодушным к смерти и страданиям людей, он с удовольствием рассматривает раненых и убитых, будто поле сражения— это место экскурсии, а не место скорби. Л. Н. Толстой прилагает много сил и терпения, чтобы разоблачить образ полководца, который занимал умы русско общества. Еще А. С. Пушкин писал:
Мы все глядели в наполеоны. Двуногих тварей миллионы.Не менее сильно романтизировал Наполеона и Лермонтов: Стоит император один - Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает афоризм А. С. Пушкина о том, что гений и злодейство — вещи несовместимые. Для Толстого человек, который считает своим долгом всю жизнь воевать, захватывать новые земли, убивать сотни тысяч людей во имя удовлетворения своих амбиций никогда не станет героем. Именно поэтому один из его любимых персонажей — князь Андрей — постепенно приходит к мысли, что война — явление бессмысленное и гадкое. А для того чтобы читателя более глубоко понял мысль автора, Бородинское сражение показывается через призму мироощущения Пьера, человека далекого от военного дела.

Этой же цели служит и описание поля Бородинского сражения... «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах, на полях и лугах... на тех полях и лугах, на которых сотни лет... собирали урожай и пасли скот крестьяне. На перевязочных пунктах на десятий места трава и земля были пропитаны кровью».

События 1812 года, Бородинское сражение — все это с легкостью можно назвать призмой, через которую Л. Н. Толстой оценивает высоту и низость нравственных принципов героев, единство или разобщенность их с народом.

Хочется отметить, что так или иначе все герои романа сталкиваются с войной. Она безжалостно врывается в судьбы людей и калечит их жизни. Семья Ростовых покидает Москву. На войне гибнет юный Петя Ростов. Княжна Марья покидает Богучарово, где прожита почти вся ее жизнь. Пьер Безухов попадает в плен и переживает его. Наташа, которая до глубины души потрясена смертью любимого и испытывает чувство ужаса перед уничтожением жизни. Вместе с тем, война является для героев Л. Н. Толстого проверкой на человеческую значимость.

Хочется заметить, что важным художественным приемом, который использует писатель, является противопоставление величия природы и мудрости, с одной стороны, безумству людей — с другой. «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик, на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренны и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

В заключение хочется сказать, что сегодня, когда в разных частях мира еще идут кровопролитные войны, невозможно не задуматься о последствиях этих конфликтов. Ведь война это не любезности а самое гадкое дело в жизни.