В романе “Отцы
и дети” речь идет об остром, непримиримом
конфликте между аристократами и
демократами, между либералами и
революционерами-разночинцами. Хотя И.С.
Тургенев не верил в перспективность дела
Базарова, он прекрасно понимал
превосходство “детей” над либералами “отцами”.
Либералы были классовыми
единомышленниками И.С. Тургенева, и он
разоблачал их
дряблость и беспомощность с бесспорным
знанием этой среды.

Базаров —
сын скромного уездного лекаря, “новый
человек”, “нигилист” и “бунтарь”. У него
небрежные манеры, говорит Базаров
отрывисто и кратко, не вынуждает себя к
любезности, резок и грубоват. Базаров
говорит о самом себе, что он “не мягкое
существо”, что “изящная сторона жизни”
ему, выросшему “при серой обстановке
трудовой жизни”, недоступна. Он отрицает не
только поэзию, но и музыку, искусство,
любовь к природе.

В спорах с
Павлом Петровичем Кирсановым он выступает
отрицателем авторитетов и принципов,
всякого “романтизма”, и слово “романтизм”
на его языке — одно из самых бранных.

Базаров —
врач по образованию, материалист по
мировоззрению. Естественные науки
привлекают Базарова именно потому, что они
опираются на опыт, на точные
экспериментальные данные. Он считает, что “порядочный
химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”,
“природа — не храм, а мастерская, и человек
в ней работник”, и “Рафаэль гроша медного
не стоит”. И в то же время герой Тургенева —
человек острого ума, крепкая, волевая,
честная натура. Это человек,
совершенно
не способный притворяться и лицемерить. Его
ненависть к безобразному состоянию
общества искренняя и глубокая. Без
напускного хвастовства он признается, что
еще не встречал человека, который бы не “спасовал”
перед ним. “Всякий человек сам себя
воспитать
должен”, — считает он. Базаров “владел
особенным умением возбуждать к себе
доверие в простых людях, хотя он никогда не
потакал им и обходился с ними небрежно”. Он
— враг “болтовни” и “фразы”, склонен к
шутке и иронии, в нем настоящая
человеческая гордость. Когда пришла к нему
сильная страсть, он/сумел одержать над ней
нелегкую победу, и насколько он здесь
оказался выше и человечнее той женщины,
которая больше всего на свете дорожила
своим “спокойствием”. После дуэли
представитель “отцов” П.П. Кирсанов
вынужден был признать, что “господин
Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его
затаенная под внешним равнодушием большая
любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и
смерти довершают трагический образ
Базарова. На далеком сельском кладбище
нашло свое успокоение “страстное, грешное,
бунтующее сердце” Базарова. Он хотел “ломать”,
“дело делать”, “с людьми возиться”, но “и
он — гигант”, сумел лишь “умереть прилично”.
Тургенев писал о своем герое: “Мне
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины
выросшая из почвы, сильная, злобная, честная
— и все-таки обреченная на гибель, потому
что она все-таки стоит в преддверии
будущего”.

Главный
идейный противник Базарова в лагере “отцов”
— Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл
его “уездным аристократом” — потому что,
даже живя в деревне, П.П. Кирсанов сохранил
всю строгую чопорность своих
аристократических привычек.

Павел
Петрович возненавидел Базарова с первых же
дней приезда “лекаришки” в Марьино. Он
чувствовал в этом “нигилисте” сильного
противника, и в конце концов, не кто иной,
как этот “нигилист”, заставил его в беседе
с братом сделать признание; “Я начинаю
думать, что Базаров был прав, когда упрекал
меня в аристократизме. Нет, милый брат,
полно нам ломаться и думать о свете: мы люди
уже старые и смирные, пора нам отложить в
сторону всякую суету...”

Все
принципы Павла Петровича сводятся к одному:
защитить старый порядок. Базаров же
стремится этот порядок уничтожить. В спорах
с Базаровым Кирсанов отстаивает свои
взгляды на знание науки и искусства, на
самодержавно-крепостнический строй, на
народ. Тонкой иронией звучат слова И.С.
Тургенева: “Он ничего русского не читает,
но на письменном столе у него находится
серебряная пепельница в виде мужицкого
лаптя”. Этот серебряный лапоть — вот и вся
связь с Родиной, какая осталась у Павла
Петровича Кирсанова.

Оценивая
роман, Д.И. Писарев писал: “...Павел Петрович
и Базаров могли бы, при известных условиях,
явиться яркими представителями: первый —
сковывающей, леденящей силы прошлого;
второй — разрушительной, освобождающей
силы настоящего”.

Поместив в
центр романа спор Базарова и Кирсанова, И.С.
Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из
них принадлежит будущее. Базаров побеждает
Кирсанова, тем самым доказывая
превосходство нового над старым. “Это
торжество демократизма над аристократией”
— так оценивает И.С. Тургенев смысл
изображенной им ситуации.