Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство — художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной из таких великих ценностей жизни писатель считал любовь. Нас поражает глубокое чувство Ивана Сергеевича к Полине Виардо, которое он пронес через всю свою жизнь. Умирая на ее руках, он пишет свое предсмертное произведение — цикл «Стихотворения в прозе», в котором утверждает: «Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Способность любить — это, по мнению автора, редкий дар. Далеко не все люди им обладают. Героев своих произведений Тургенев экзаменует не только в различных сферах жизни, но и в любви. Любовью автор испытывает совершенство человеческой личности, насколько герой велик или мелок, благороден или жалок, душевно щедр или скуп.

В романе «Отцы и дети» основной конфликт носит общественный характер. В нем показываются взаимоотношения двух поколений мыслящей части общества в 60-е гг. XIX в., переломные для России. С одной стороны, либеральные дворяне, к которым принадлежат Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, с другой — революционный демократ Базаров. Противостояние этих героев отражает главный конфликт эпохи. Роман говорит о том, какими силами, располагает Россия для преобразования общества. Удивительным является то, что главным критерием в оценке своих героев Тургенев считает способность глубоко любить. И «отцы», и «дети» на протяжении романа влюбляются, но по-разному.

В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь занимает не последнее место. Для него очень важна семья, поэтому он рано женится и отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены Николай Петрович переносит тяжело. Его вторая жена, Фенечка, своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. «Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... остальное доказывать нечего...» Полюбив Фенечку, сблизившись с ней, Николаю Петровичу пришлось преодолеть сословные предрассудки. Его можно назвать счастливым человеком. Близкие Николая Петровича, его сын Аркадий и брат Павел Петрович, очень тактично приняли Фенечку, они радуются его тихому счастью, которого он вполне заслуживает.

Известна нам история любви и Павла Петровича. Княгиню Р. он встречает на балу в Петербурге и эта встреча резко меняет его жизнь. Княгиня стала для него загадкой, заинтриговала его своим поведением. В ней «оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть». Она непредсказуема, «все ее поведение представляло ряд несообразностей». Именно это и привлекает Павла Петровича. Он не в силах противиться своему чувству. «Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила, но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...» Всю свою жизнь) Павел Петрович «поставил на карту женской любви».

Павлу Петровичу не повезло в любви — он не встретил ответного чувства у княгини Р. Он должен был перебороть себя и уйти с ее дороги, а вместо этого пресмыкался перед ней в течение десяти лет. В этой истории любви он выглядит жалким и униженным. Он сломлен, в его жизни нет цели. Можно смело сказать, что Павел Петрович не выдержал испытания любовью. Жизнь его бессмысленна, он страшно одинок и страдает от этого. Страдания его усугубляются еще больше из-за тайной любви к Фенечке. Может ли такой герой быть преобразователем жизни, принести пользу родине? Скорее всего, нет... Таким образом, автор через отношение к любви проверяет общественную состоятельность героя.

Аркадий, хоть и принадлежит к «детям» в романе, в любви похож на своего отца. Как и у отца, интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу хозяйственных забот и тихого семейного счастья.

Интересно, а что же значит любовь для Базарова, ведь он отрицает ее согласно принципам нигилизма, сторонником которого является? В начале романа перед нами появляется несколько вульгарный и даже грубый человек. Для него просто не существует красоты внутреннего мира людей, особенно женщин, или духовных отношений между мужчиной и женщиной. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Но его теоретические доводы в отношении любви опровергла впоследствии сама жизнь. Встретив на балу у губернатора Анну Сергеевну Одинцову, Базаров заинтересовывается ей, но сначала только внешне. Когда Одинцова приглашает Базарова и Аркадия к себе в усадьбу, Евгений надеется на очередную в своей жизни мелкую интрижку: Однако, узнав Анну Сергеевну ближе, он оценивает ее смелый ум и сильный характер. В нем зарождается большое чувство к Одинцовой. Сначала его выдает смущение, а потом нарочито циничное поведение. Эти изменения в Базарове удивляют Аркадия. Действительно, обычно такой твердый и решительный человек становится на редкость робким.

А как же ведет себя Одинцова? Ее Базаров привлекал резкостью и новизной суждений. Она им тоже увлеклась, но не больше. Анна Сергеевна не смогла бы испытать большее чувство к нему, потому что, по ее утверждению, «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова ни за что бы не распрощалась со своими привычками, удобством и роскошью, получив взамен бедную жизнь с разночинцем. И когда Базаров понимает, что по-настоящему любит Анну Сергеевну и что она никогда не ответит ему взаимностью, он не «раскисает», как Павел Петрович, а гордо уходит с ее дороги, уезжает к себе в деревню, пытается бороться со своим чувством, много работает. Он допускает небрежность, заразив себя трупным ядом, только из-за тяжелой внутренней борьбы с самим собой. Сцена смерти Базарова — один из самых важных эпизодов в романе, где истый нигилист не скрывает своего глубокого прекрасного чувства и уже становится романтиком, почти поэтом. «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

Возможно, Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и он достойно вышел из него, стал человечнее, стал ценить прекрасное. Таким образом, Тургенев возвышает своего героя над всеми представителями дворянского класса. В Базарове оказалось страстное, бунтующее сердце, в нем обнаружилась такая энергия, которой бы хватило, чтобы совершить настоящий подвиг. Сама смерть его незаурядна. «Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг...»,— писал критик Д. И. Писарев. В Базарове можно увидеть будущее России, роль преобразователя общества и страны. Это стало ясно именно в результате испытания любовью.

Любовь — удивительное чувство, которое отметает все поддельное и второстепенное, обнажая самое главное — человеческую сущность.