Роман принес Тургеневу популярность в самых широких кругах читателей. События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа.

Журнал «Современник» - центр русского нигилизма. «Современник» откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» (асмодей - дьявол ). По мнению Антоновича Базаров карикатура на Добролюбова, а роман- сведение счетов с нигилистами. Это неверно! На самом деле это не карикатура, а уважительный спор с нигилизмом. Тургенев уважает Базаров, признает его ум. У Базарова в романе нет достойных оппонентов. Даже Кирсанов не может аппонировать с ним. Базаров на пьедестале. Зато сам автор спорит с героем. Тургенев ставит нигилиста перед лицом 2-х загадок: страстью и смертью.

Любовь - нигилист воспринимает как физиологию. Аркадий Кирсанов рассказывает Базарову историю о княгине Р. Базаров издевается над этой историей: «Ты поштудируй анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Однако Базарову суждено повторить судьбу Кирсанова. Одинцовой присуще схожесть с кн. Р. Это сходство не случайно. Кн. Р. - это женщина - сфинкс(загадка). Она способна поработить и властвовать. Кирсанов сделал ей символический подарок (кольцо с изображением сфинкса). Перед смертью она отдала кольцо и начертила на сфинксе крест, сказав, что крест это разгадка. Это значит, что Кирсанов несет крест любви к этой женщине.

Базарова начинает испытывать аналогичные чувства к Одинцовой. Смерть его - это замаскированное убийство. Базарову не хочется жить от неразделенной любви. Перед смертью он зовет Одинцову. Натура Базарова шире его нигилизма! Ему пришлось испытать рок смерти. Базаров о природе: « не храм, а мастерская». А природа взяла и поглотила его.

Проблема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»



Приступая к работе над романом «Отцы и дети», Тургенев ставил перед собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» - это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

Роман начинается с самой обычной ситуации - приезда из столицы .молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепостников-самодуров, представителей «барства дикого». Братья Кирсановы - образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни.
Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сетованиях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли «отцов».

Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа. Еще более беспомощен в практических делах Павел Петрович. Кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Тургенев осмеивает славянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ «свято чтит предания», «не может жить без веры» и отличается патриархальностью. Он убежденный противник материализма - Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон».

Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа «Отцы и дети», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича,

Аркадия. Слабость и вялость или огранйченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». И вот Тургенев вводит нового человека - сына лекаря Базарова, действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян вроде Аркадия Кирсанова запекивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином.

Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не дворянская среда, образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь «поддакивает» Базарову. Аркадий склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого «дед землю пахал». Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками. Базаров не мыслит своей жизни без труда, ( который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров - нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.

Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, складывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному «аристократишке». Споры «отцов» и «детей» велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, - об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов - дворян и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.

Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Их встречи в одной среде немедленно рождали споры и конфликты. Поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Базаров и его единомышленники . (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских и политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: “«Рафаэль гроша медного не стоит»,- «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Тургенев не может здесь поддержать своего героя.

Проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Писатель показал несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: романтической любовью к Одинцовой, участием в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.

Эпилог романа: описание сельского кладбища: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России» - так начинается часть, посвященная Евгению. И уже с первых строк мы чувствуем в словах лирику, задумчивость. Создается впечатление, что читаешь стихотворение в прозе. Горе родителей и описание природы. Тургенев говорит о равнодушном всесилие природы и хрупкостью человека. Идея романа - торжество жизни над нигилизмом.