С незапамятных времен у разных народов для объяснения жизни использовались два противоположных подхода: сопоставление по сходству и сопоставление по контрасту. Так, чтобы охватить все многообразие явлений искусства, древние греки сводили его к двум противостоящим началам: светлому, гармоничному Аполлону и исполненному темных, разрушительных страстей Дионису. Особенно актуальным в искусстве принцип контраста становится в кризисные эпохи, когда жизнь резко меняет привычный ход. Одной из таких переходных эпох явилась середина XIX века в России. В этот период произошел сдвиг в общественном сознании, что нашло отражение и в литературе. Одним из произведений, посвященных переменам того времени, стал роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Характер же изменений, относящихся к середине XIX века, обусловил особенности романа: он строится на противопоставлении главного героя всем окружающим. Свидетельство тому — его отношения с единомышленниками, идейными противниками, родителями, друзьями, любимой женщиной. Именно поэтому антитеза является организующим началом романа.

Итак, Тургенев прибегает к антитезе прежде всего при описании основного конфликта произведения — конфликта поколений. Огромную роль здесь играют споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно эти герои наиболее бескомпромиссны. Они непременно стараются отстоять свои идеалы и победить противника. Даже по их портретным характеристикам можно заметить, насколько эти люди отличаются: холеный, спокойный, внушающий доверие Кирсанов и худой, колючий, готовый на мгновенный отпор Базаров. В начале романа любое высказывание одного из них приводит к неизбежному отрицанию сути этого высказывания другим. Создается впечатление, что каждый намеренно ищет ссоры, отвлекаясь от своих идей и думая уже только о противнике. Однако убеждения Базарова и Кирсанова действительно настолько отличны, что при столкновении этих убеждений в любом случае должен произойти взрыв. В описании конфликта поколений Тургенев использует антитезу и позднее, когда Базаров встречается со своими родителями.

Здесь мы видим непонимание другого рода. Оно углубляется не личной неприязнью, а напротив, глубокой привязанностью. Базаров испытывает со стороны родителей постоянное давление любовью, они мешают ему, и, хотя он их тоже любит, ему неинтересны их маленькие радости. Он мыслит отвлеченно, в силу склада своего характера не понимая, что значит для Арины Власьевны и Василия Ивановича просто поговорить с сыном или узнать, “чего Енюша желает к обеду, щей или борщу?” В финале романа эта антитеза теряет свою остроту. Напряжение в семье начинает ослабевать с болезнью Базарова и последовавшими переменами в его душе: “ Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?”

Однако не только конфликт поколений дает автору возможность прибегать к антитезе в изображении героев. В романе противопоставлены друг другу Базаров и люди, считающие себя его соратниками. Здесь очень показательны образы Ситникова и Кукшиной. Это живая насмешка над идеалами Базарова. Отношения Базарова и этих “нигилистов” можно сравнить с сюжетным противостоянием Печорина и Грушницкого. Базаров, однако, более объективно, чем Печорин, оценивает ситуацию, и Кукшина и Ситников его не злят, а смешат. Возможно, их приверженность новым идеям — попытка уйти от комплекса неполноценности. Тургенев подчеркивает узость их мышления, мелочность суждений. Если для Базарова химия — одна из важнейших наук будущего, то для Кукшиной — средство самоутверждения: “Я доже сама выдумала одну мастику… И, знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая”. Таков кукшинский вариант формулы Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Но противопоставление идеолога нигилизма и его приверженцев не всегда имеет сатирический оттенок. Свидетельство тому — описание отношений Базарова и Аркадия.

В начале романа они единомышленники и молодой Кирсанов чуть ли не боготворит такого передового, резкого, дерзкого друга. Но уже в тот момент, когда герои находятся на пути в Марьино, их непохожесть бросается в глаза: Аркадий наслаждается чудесным днем и мечтает о преобразованиях в родном краю, а Базаров вторгается в эти размышления просьбой прислать спичку. Его натуре чуждо поэтическое, и он насмехается над приятелем, способным восхищаться полетом кленового листа: “..Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю”. В действительности Аркадий не “слишком возвышен”, а традиционен, консервативен. Душой он принадлежит поколению “отцов”, разделяет их представления о жизненных ценностях.Мастерство Тургенева в создании образов героев подтверждается тем, что антитеза, которую он использует для описания Аркадия и Базарова, поддержана и дополнена другой антитезой: Анна Сергеевна Одинцова противопоставляется Кате. Увлечение молодых людей сначала только старшей сестрой отражает и схожесть их мышления. Но нельзя не заметить, что если Базарову более близка спокойная, холодная, проницательная Одинцова, то Аркадию, несмотря на его влюбленность в Анну Сергеевну, гораздо лучше и легче проводить время с Катей, в натуре которой интуиция, чувства преобладают над разумом. Ее нельзя упрекнуть в том, в чем Базаров упрекал Одинцову: “..любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм”. С того момента, как Анна Сергеевна отсылает Аркадия, чтобы его занимала Катя, начинают изменяться отношения приятелей. Чем сильнее Аркадий влюбляется в младшую сестру, тем более отдаляется от Базарова. Катя точно определяет эту закономерность. “Он хищный, а мы с вами ручные”, — говорит она Аркадию. Контраст образов Анны Сергеевны и Кати помогает автору противопоставить образы Базарова и Аркадия, проведя их через испытание любовью.

Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами. Ясный ум, практическая сметка, глубокое знание жизни, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, независимость в суждениях и поступках, мужественное и честное отношение к жизни и к смерти — вот важнейшие особенности характера Базарова. Он — человек дела, не терпит красивых слов, считая их пустозвонством. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. Автор вокруг своего героя создает атмосферу вражды и непонимания: дворянам с Базаровым не по пути, но и народ считает его за «шута горохового».

В романе есть и другие персонажи, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «последователями». Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее. В отличие от разночинца Базарова — это молодой человек из дворянской семьи. И сразу же автор дает понять, что Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Так, восторгаясь в разговоре с отцом природой, сын вдруг «бросил косвенный взгляд назад и умолк». Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво». Нигилистические убеждения не становятся его натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, чаще отмалчивается.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или бла городного кипения дойти не может… а мы драться хотим…» В сущности, Аркадий действительно «мякенький, либеральный барич». Ему чужды мощное базаровское всеотрицание, мечты о коренных переменах в общественной жизни. Сперва Аркадия коробит от нередких циничных высказываний своего подчеркнуто прямолинейного товарища, потом он понимает, что разница между ними значительно более глубока. Мировоззрение Базарова слишком дерзко для Аркадия. Аркадий Кирсанов добрый, хороший юноша, все дело в масштабе личности. Это совершенно ординарный характер, по молодости попавший под влияние чрезвычайно сильной натуры, но осознавший чуждость революционных воззрений Базарова.Появляется Катерина Одинцова, и вот уже Аркадий нашел нового «учителя», родственного по взглядам, с которым не надо насиловать свою натуру, бросать косые взгляды назад — не заметил ли «учитель» промашки. Аркадий находит тихое, домашнее счастье, в котором отказано Базарову. У Тургенева неординарные личности несчастливы именно в силу своей неординарности: они «выпадают» из обычного мира, слишком велики для него. В удел главному герою достается трагическое положение «учителя» без «учеников», это не значит, что его идеи бесперспективны, он просто опередил свое время.