С первых же страниц романа «Отцы и дети» мы убеж­даемся, что И. С. Тургенев — истинный художник-пор­третист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение к персонажам. Как иронич­но, но без симпатии, он описывает в самом начале про­изведения слугу Петра, «молодого и щекастого малого, с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклы­ми глазенками», «в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новей­шего, усовершенствованного поколения». Моментально создалось впечатление неискреннего, подхалимоватого, непорядочного. Даже не прибегая к теории физиогноми­ки, можно почувствовать, что «маленькими тусклыми глазенками» и «учтивыми телодвижениями» автор бы положительного, благородного персонажа не наделил.

Совершенно иначе звучит голос автора в описании главного героя — Евгения Базарова: «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заост­ренным носом, большими зеленоватыми глазами и ви­сячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Этот краткий и емкий портрет одновременно и располага­ет к герою, но и почему-то настораживает. Не прозвучало В тоне Тургенева ни восхищения, ни неприязни. Эта сдер­жанность писателя позволяет читателю самому выбирать, как относиться к Базарову, автор не навязывает своего отношения к персонажу.

С явной симпатией описывает И. С. Тургенев предста­вителя «отцов» — Павла Петровича Кирсанова: «чело­век среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое се­ребро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохра­нил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двад­цатых годов».

Однако убийственная характеристика любовной дра­мы Павла Петровича, выраженная одним словом — «тас­кался» за «объектом» своего обожания, — делает холено­го героя жалким, маленьким и ничтожным.

На мой взгляд, портреты основных представителей обе­их конфликтующих в романе сторон — Базарова и Пав­ла Петровича — написаны Тургеневым в ярких, сочных красках. И это еще больше заостряет конфликт, ведь куда проще принять чью-то сторону, когда один из оппонентов отталкивающий, уродливый...

Зато на «мнимых последователей» Базарова Тур­генев не жалеет неприязни и брезгливости. Суетли­вый, визгливый, дерганый, весь какой-то размазанный, истеричный — таким предстает читателю Ситников. Что до эмансипированной Кукшиной, то она выписана авто­ром еще более неприглядно: она неряшлива, груба, му­жиковата, склонна к алкоголю, а «выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» Разве такими мы при­выкли видеть женские образы Тургенева?

Но вот в портрете милой, скромной, богобоязненной Фенечки засияли самые теплые, самые ласковые краски. Здесь писатель не скупится на нежные эпитеты, умень­шительно-ласкательные формы слов, которые выдают ав­торскую любовь к персонажу: «Это была молодая жен­щина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с тем­ными волосами и глазами, с красными, детски пухлявы­ми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Описывая знакомство Николая Петровича с Фенечкой, Тургенев дополняет образ жен­ской невинности и кротости: «чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо... невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Этот портрет может показаться бесхитростным и простым, но эта простота — гениальна.

Теми же простыми, но теплыми словами описывает автор мать Базарова, Арину Власовну. Миловидная, пух­ленькая, круглолицая, опрятная, чувствительная, на­божная, глубоко любящая мужа и сына, не вникающая в мужские дела, простая, но вовсе не глупая — « настоящая русская дворяночка прежнего времени». «Подобные жен­щины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!», — невесело заключает автор.

Совсем иным тоном говорит Тургенев об Одинцовой, женщине «высокого роста, в черном платье... Она по­разила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво па­дали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задум­чиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Одинцова загадочна, прекрасна и — холодна. «Как она себя заморозила» — говорит о ней Базаров. И впоследс­твии Одинцова подтверждает свое желание, но невозмож­ность «оттаять», испытать сильные чувства. Покой для нее остается дороже всего, а страсть Базарова ее пугает.

Тургенев как художник в полной мере проявил себя в романе «Отцы и дети», создав галерею неповторимых, разноплановых, красочных портретов, каждый из кото­рых подчеркнул уникальность, тонкость души каждого героя.