Жизнь И. С. Тургенева, выдающегося русского писателя, проходила в насыщенную эпоху России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца – разночинца-демократа, человека дела, который рвется к борьбе во имя изменения общественного строя России. Образ, который воплотил в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». В главном герое – Базарове – Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен – это характерная черта разночинца-демократа. Он образованный в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Образованность Базарова во многом революционна. Базаров пытается все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не объект созерцания, а мастерская. Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базаровым. Человек должен гордиться своим трудом. «Мой дед землю пахал», – говорит Евгений, не стесняясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, – все это дали ему борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, который его воспитал.

Идейная убежденность Базарова, его страсть борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря «отцов», защитником основ дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он «нигилист», – так назвал Базарова Аркадий. Именно это слово пробудило непримиримый спор между старым и новым, между «отцами» и «детьми». Кирсанов увидел в «нигилистах» врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момент, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и убедительны. Немногословный Базаров побеждает «отцов» своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, которая присуща лишь тому, кто дерзает и мыслит. Базаров пытается найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако понимает, что его друг – «птенец», в которого уже слишком глубоко пустила корни идеология «родителей». Однако наивность друга не очень удручает Базарова. Базаров – человек мысли. Он всегда уверен в своих силах, в своей правоте, в силе своих доказательств. Базаров не просто отрицает, он еще видит в своем отрицании средство борьбы, и средство верное.

Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и создатель всех богатств, которыми обладает человечество. Народ для Евгения – друг. «Ну что, приятель, заждался меня…» – ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова чудаком, он все же для них «свой». Базаров родился на земле, выпестован руками крестьян. Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное, бунтарское сердце.

Базаров – любящий сын. Родители тоже очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожные. Однако, отрицая религию вообще, Базаров чтит веру в Бога отцов своих. Родители, мать особенно – самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом – пример многим нашим современникам. Своеобразно отношение Базарова к женщине. «Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, следуя своим принципам, отрицал. «Чушь и болезнь» – вот что такое любовь в понимании Базарова. Однако Одинцову Базаров любил страстно. И любил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал личности, который мыслит неординарно. Базаров понял, что он не один. Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых главное в жизни.

Мечта Базарова сбылась. И мы – живые свидетели этого. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут господствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова имеет огромную моральную силу: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра. И кажется, что Евгений Базаров будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Родине.