Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толоҹь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и нсгсъ!
Н.Заболоцкий

Николай Заболоцкий приходит в поэзию на рубеже тридцатых годов, ломающих жизнь миллионам людей,
Хочется крикнуть: Не вешай, сволочь! так писатель определил гражданское предназначение своего произведения.
Андреев, чутко улавливавший знаки общественного подъема и предчувствовавший скорые перемены, писал накануне революции: Вид России печален, дела ее нчтожны, а где-то уже родился веселый зов к новой, тяжелой революционной работе... Но сам смысл октябрьских событий не был понят писателем. Осталась вера в то, ч;то русский народ сумеет свое стремление к свободе заключить в более разумные формы и принести истинную свободу не только себе, но и всему миру.
Принадлежа всем складом своего мышления к той участи русской интеллигенции, которая в кризисную эпоху напряженно искала выхода из социальных конфликтов действительности, но так и не смогла связать своих вольнолюбивых, демократиеских устремлений с пролетариатом и его идеологией, Леонид Андреев был обречен на постоянные колебания между осанной и анафемой жизни, находившимися в прямой зависимости от подъемов и спадов волн русского освободительного движения. Выделявшийся среди писателей-современников особой остротой образно-эмоционального восприятия действительности, он подверг страстной критике буржуазный строй, его мораль и цивилизацию. Вместе с тем Леониду Андрееву по существу всегда оставались чужды идеалы идущего на смену капиталу социалистиеского общества. И это обора&чивалось подлинной трагедией для писателя, мыслителя и художника, ибо обличение им язв и пороков современного ему буржуазного мира лишалось исторической перспективы. Более того, все темное, злое, отталкивающее, ҹто видел вокруг себя Л.Андреев, приобретало в его восприятии грандиозные, космические масштабы.