Творчество Достоевского приходится на 60-е годы XIX века, то есть на период развития капитализма в России, приведшего к обнищанию основной массы населения. Достоевский осмысливает 60-е годы. Особенно ярко это проявилось в изображении Петербурга в романе \"Преступление и наказание\". В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов. Действие романа разворачивается летом, но мы можем не искать на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. В сером Петербурге Достоевского им нет места. Исчезли из поля зрения дворцы, \"изукрашенные в зелени\" дачи, кружево оград. Перед нами предстает город грязных улочек, дворов-колодцев, огромных, сдающихся в наем домов. Вонь, грязь, духота повсюду царят на улицах. Вонь идет из распивочных, которых особенно много в этой части города. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе, огромное количество мертвецки пьяных, то и дело встречающихся в этой части города, дополняет омерзительную картину. \"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу\". Но отвратительны не только улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те \"клетки\", в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты, а в уме зарождаются преступные мысли. Родион Раскольников живет в каморке \"под самой кровлей высокого пятиэтажного дома\", похожей на шкаф или сундук. Здесь в его голове зарождается ужасная теория о том, что существуют просто люди и люди-сверхчеловеки, которым позволено все. Эта теория приводит его к преступлению. Раскольников говорит своей матери, что \"квартира много способствовала\" тому, что он решился на преступление. Таким образом, Петербург в романе Достоевского - это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной,

безнравственной. Преступления против человека - обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы. Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин - делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей. С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег. \"За нищету, - говорит Мармеладов, - даже не палкой выгоняют, а метлой выметают... чтобы оскорбительнее было\". \"Маленькие люди\" становятся жертвами этого бесчеловечного общества, на каждом шагу их подстерегают социальные и материальные \"тупики\", порождающие нравственные конфликты и трагедии. \"Униженным и оскорбленным\" нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. \"Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...\" - говорит Мармеладов. \"Некуда идти\" не только Мармеладову, но и его жене Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, беспечной и богатой, жизнью и жалким, нищенским настоящим существованием.

Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, любви к людям, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа Страдания Человеческого. Именно любовь к людям помогла ей сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата. \"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!\" - говорит о ней Раскольников. Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Достоевского неустанно преследует мысль об их судьбах: \"неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить. Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор\".

Петербург, нарисованный Достоевским, бесчеловечен. Реальность и бред, явь и кошмары - все слилось в Петербурге, который Свидригайлов назвал городом полусумасшедших. В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. Автор показывает, что в душе героя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармонического общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление. Раскольников думает \"об устройстве высоких фонтанов и о том, как

бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы полезная для города вещь\". Это мечта о городе ином, не душном, о добром, не случайно появляется у Раскольникова в то время, когда он идет на преступление, порожденное атмосферой \"злого\" города, где царят \"грязь, вонь и всякая гадость\". Мучение \"униженных и оскорбленных\", задуманное как \"психологический отчет одного преступления в романе\", стало романом о бесчеловечном обществе, обрекающем миллионы людей на нищету и отчаяние, о преступности и преступлениях этого мира.

Похожие сочинения

  1. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.
    В романе Достоевского « Бедные люди» наиболее полно изображается жизнь петербургских низов. Оригинальность этого романа в том, что он полностью состоит из писем героев. Именно этот жанр в полной мере помогает раскрыть автору свою тему – тему « маленького...смотреть целиком
  2. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  3. Красота спасает мир Достоевский  Новое!
    Страшно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным. Но если не смущаться грубыми, а иногда и совсем нелепыми выражениями...смотреть целиком
  4. Истоки творчества Ф.М.Достоевского
    Сначала была Голгофа. Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года. Самого обычного для всех и последнего теперь уже, наверное, для него. До смерти...смотреть целиком
  5. Любите ли вы Достоевского
    Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: «принимать» или «не принимать» Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей: «Любите ли вы Достоевского?», и непременно голоса разделятся....смотреть целиком
  6. Читая Достоевского
    Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали — определенный набор правил и норм поведения, он во многом определяется той эпохой, в которую выпало жить. Все мы живем в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и...смотреть целиком
  7. Достоевский – художник бездны человеческой  Новое!
    Сочинение по русскому языку 10 класс. В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том,...смотреть целиком