О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892—1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений. В своем рассказе «Макар Чудра» Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце... Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было». Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!» Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее. Для романтических рассказов Горького характерны люди, обладающие сильными характерами. | Писатель различил силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в который вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных представления о жизни. Легенда о Ларре — первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра — сын орла и земной женщины — считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен. Ларра убивает девушку — дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, юноша отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки, ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще». За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в молодом человеке чувство невыразимой тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Ларра был обречен на одиночество, а счастьем считал для себя лишь смерть. Но человеческая - сущность не позволила ему жить в одиночестве, свободно, как орел. «Отец его — не был человеком: а этот — был человек». И не зря еще «долго он, одинокий, так вился около людей». Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его. Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и «остался он один, свободный, ожидая смерти». Невозможность умереть и стала для Ларры самой страшной карой. «Он стал уже как тень и таким будет вечно». «Вот так был поражен человек за гордость!» В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противопоставляются образу Данко. Главные душевные качества — человеколюбие, доброта, готовность пожертвовать собой ради счастья своего народа. Начало легенды очень похоже на сказку: «Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь». Горький создает образ дремучего леса, полного опасностей: «...каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры... А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям...» Тем более желанным на этом фоне кажется появление Данко, охваченного идеей вывести людей из болот и мертвого леса. Но неблагодарные люди набрасываются на Данко с упреками и угрозами, назвав его «ничтожным и вредным человеком», с желанием убить его. Однако Данко прощает их. Он вырывает из груди сердце, горящее ярким огнем любви к этим же людям, и освещает им путь. Поступок Данко в понимании Горького — подвиг, высшая степень свободы от любви к себе. Герой гибнет, но искры его великодушного сердца и сегодня освещают путь к правде и добру. Горький заявлял о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы — запечатлевать в фасках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни— самое лучшее, самое святое...». По моему мнению, Алексей Максимович Горький в своих ранних произведениях эту задачу выполнил.