Особенность конфликта в комедии «Горе от ума» со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вло-жены одна в другую: одна, так сказать, частная, домаш-няя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожидан-но другая, и действие завязывается снова, частная ко-медия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов переосмыслива-ет традиции, связанные с эпохами классицизма и роман-тизма, что выражается как на уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики, так и на уров-не самого конфликта.
Традиционной для комедии классицизма является сюжетная схема, где на руку благородной девицы пре-тендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в сво-ем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скро-мен и почтителен; его любит невеста, обладающая та-кими же качествами, и он в конце пьесы добивается ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактов-ку характеров, оставив их характеристики. В его коме-дии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
В эпоху романтизма существовал традиционный кон-фликт, непременно присутствовавший в любой роман-тической поэме, драме. Он заключался в противопос-тавлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был не-разрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жесто-кими нравами». Но конфликт у А.С. Грибоедова стано-вится исторически конкретным. Так, можно понять, что эпоха, изображенная в «Горе от ума», — эпоха секрет-ных союзов, с одной стороны, и аракчеевщины — с дру-гой.
Чацкий имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и про-свещенность, «он очень положителен в своих требова-ниях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком»), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.
Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем са-мым подготавливая фон, на котором затем с нарастаю-щей силой разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фа-мусова, и о притворном отношении Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7—9-е яв-ления — завязка любовной интриги, связанная с приез-дом влюбленного в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть
свет!»). Завязка общественного конфликта и усложне-ние личной линии относится ко 2-му явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкнове-ние с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фаму-сова «Вот то-то, все вы гордецы!..» и ответ Чацкого мо-нологом «И точно, начал свет глупеть...»). Так осуществ-ляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает не-возможность примирения между героем и обществом. В третьем действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не улучшаются. Личный кон-фликт усложняется сплетней Софьи о сумасшествии Чацкого, и только в 13—14-м явлениях четвертого дей-ствия наступает развязка личной интриги. Обществен-ная же линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остается открытым. «Комедия дает Чацкому «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положе-нии Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не говоря о последствиях борьбы».
А.С. Грибоедов создает произведение, в котором за-является «энергический протест против гнусной российской действительности». Конфликт комедии А.С. Грибо-едова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наря-ду с ним в комедии присутствует любовная линия, игра-ющая важную роль: любовная драма Чацкого становит-ся выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А.А.Блока, «неразгаданного до конца» в произведении А.С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А.С. Грибоедов переосмыслива-ет прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.