Некрасова можно по праву назвать народным поэтом. Ещё до него Пушкин и Лермонтов заявили о своем сочувствии крестьянству. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его нужды, стремления, идеалы.

Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привёл к расширению тематики его лирики. Темы его стихотворений перекликаются между собой. Образ революционера – борца создаётся Некрасовым для того, чтобы вести вперед Родину, чтобы бороться за народ. Основная же мысль темы поэта и поэзии направлена на то, что истинный поэт – это обличитель толпы, в то же время и помощник народа. Ну а тема народа в лирике поэта самая главная тема его поэзии.

Я никогда не думала, что есть такой поэт, который предан своим взглядам до конца жизни. Некрасов не поддался «изменчивой моде». Пятнадцать лет своей жизни поэт посвятил поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Писать он начал в 1863 году, после отмены крепостного права. Некрасов неравнодушно относится ко всем изменениям, которые происходят в народе. Так как отменили крепостное право, то автор показывает, что же будет делать после этого народ. А народ ищет человека, которому хорошо живется на Руси. Путь главных героев труден, не без препятствий. Самый главный герой произведения – мужик. Он привык все терпеть, и для него путь, пройденный героями поэмы – ничто, по сравнению с тем что ему пришлось вынести, будучи крепостным. Некрасов в этой поэме показывает, что «народу русскому пределы не поставлены», что народ сильнее всех чиновников, помещиков. Некрасов показывает в поэме и образы помещиков, и образы попов. Рассматривая эти образы подробнее, поэт показывает, что ни поп, ни помещик не смогут прожить без крестьян, то есть без народа. Поэт борется за его счастье, благополучие.

В десятом классе я открыла для себя новые стороны в поэзии Некрасова. Вообще, я открыла для себя нового поэта. Раньше я и не могла предположить, что Некрасов такой целеустремлённый поэт. Он всеми силами старался добиться того, чтобы народ его услышал. Некрасов вовсе не хотел встать во главе какого-нибудь народного восстания или, например, требовать что-то от государства от имени народа. Он только хотел направить крестьян на правильный путь. Но они его не слушали, не хотели слушать. Они боялись поэму «Кому на Руси жить хорошо» для того, чтобы показать, что народ, вообще, не глупый и хочет добиться правды, и может это сделать.

В поэзии Некрасова я увидела не только глубокий философский смысл и актуальные темы того времени, но и художественные особенности, с помощью которых поэт добивается четкости своих произведений. Это и всевозможные эпитеты, сравнения, противопоставления, «говорящие» фамилии, названия деревень (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Все это, сочетаясь, дает нам возможность увидеть образ настоящего поэта, поэта с большой буквы. Недаром, когда поэт прочитал Белинскому свой стихотворение «В дороге», у того засверкали глаза, он бросился у Некрасову, обнял его и чуть не со слезами воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?».
Что-то новое в поэзии Некрасова можно открывать в течение всей жизни, перечитывая его произведения вновь и вновь. Так что, надеюсь, это ещё не всё, что я увидела в поэзии Некрасова.

Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.
В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.

Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к раннему стихотворению Некрасова «Родина». Воспоминания о детстве воскрешают в памяти автора «темный, темный сад», «серый, старый дом», который теперь «пуст и глух». Предельно скуп и лаконичен язык, непривлекателен пейзаж, лишенный привычных идиллических настроений, которые обычно окрашивают воспоминания о детских годах. Но в некрасовской «Родине» «знакомые места» напоминают лишь об отвратительной помещичьей жизни, полной «бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства». Аллеи темного сада неразрывно связываются в памяти лирического героя с «болезненно-печальным» обликом горячо любимой матери, погубленной деспотом-отцом. Понятной становится последняя строфа стихотворения, где поэта не огорчают, а радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы.

С отрадой вижу я, что срублен темный бор
В томящий летний зной защита и прохлада,
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.

Гибель этого старого «дворянского гнезда» символизирует уничтожение всего того, что ненавистно поэту в крепостнической России — деспотизма, угнетения, рабства. Значит, пейзаж здесь еще более усугубляет мрачные картины современной поэту действительности, помогая с наибольшей силой выразить его отношение к ней. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении «Псовая охота», тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения — изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет...

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса». Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.
Природа у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе. В «Железной дороге» действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой «нет безобразья», противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении «Рыцарь на час» осенняя природа радует глаз зеленеющей гладью, золотой долиной льнов, «величавым войском стогов». Это новое настроение, связанное с появившейся надеждой поэта на коренные преобразования в жизни России, находит свое выражение в том, что впервые в некрасовской лирике появляется стихотворение, посвященное весне, — «Зеленый Шум». В нем это самое радостное время года символизирует не только пробуждение и обновление природы, но и начало новой счастливой и свободной жизни.

Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...

В стихотворении «Дома —лучше!» с особой силой зазвучали патриотические мотивы, горячая любовь к родине, ее могучим лесам, бескрайним полям. Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.