Николай Алексеевич Некрасов — самый выдающийся поэт революционной демократии. Все творчество Некрасова преисполнено мотивами борьбы за народное счастье. Все силы своего дарования он отдал прославлению народа, изображению его жизни. Он горячо верил в богатырские силы народа, способные создать могучую и великую Россию. В своих произведениях он призывал к восстанию против крепостного права и самодержавия. Стихи Некрасова воспитывали, воодушевляли на борьбу целые поколения революционных борцов. Николай Гаврилович Чернышевский говорил о Некрасове, что его слава будет вечной и «бессмертна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».

Расцвет творчества Некрасова приходится на 60-е годы XIX века, когда революционная борьба, выдвинутая самой жизнью, стала одной из основных тем творчества Некрасова.

Некрасова очень волнуют образы великих русских революционеров-борцов, которые совершили подвиг, посвятив свою жизнь, все силы своей души, отдав все свое мужество, доблесть революционному делу. Многие из них были лучшими друзьями Некрасова, и он преклонялся перед ними.

В 1855 году Некрасов пишет поэму «Белинский», пишет в то время, когда имя великого критика и революционного борца находилось под строжайшим запретом. Посвятив Белинскому много теплых поэтических слов, Некрасов поднимает это имя на заслуженную высоту. Теплота звучит в каждом слове о Белинском. Вот несколько строк из поэмы «Медвежья охота», также посвященной Белинскому: «Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил о равенстве, о братстве, о свободе...».

Борьбу, которую начинал Белинский, продолжили «великие шестидесятники», как называл их В. И. Ленин, Добролюбов и Чернышевский. Одно из стихотворений Некрасова носит название «Памяти Добролюбова». Образ великого революционера-просветителя дан в этом стихотворении как образ сурового борца, посвятившего свою жизнь служению Родине. И хотя в стихотворении оплакивается ранняя смерть великого человека, оно звучит торжественным гимном тому, кто занимает одно из самых почетных мест среди своих единомышленников, кто снискал себе великую любовь народа как один из лучших сынов русской земли.

Очень яркое, эмоционально насыщенное стихотворение это оставляет огромное впечатление.

Творческое воображение Некрасова сосредоточено на светлых образах лучших людей того времени — Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они были для Некрасова идеалом борцов за народное дело, за его счастье.

Поэта привлекают моральные качества этих светлых людей. Он воспевает гуманизм Белинского, его скромность: «Не думал те, что стоишь ты венца», его трудолюбие: «Ты не гнушался никаким трудом: «Чернорабочий я, не белоручка», — говаривал ты нам...». В Добролюбове привлекает Некрасова его высокая нравственность, отречение от личного счастья до тех пор, пока народ несчастлив: «Сознательно мирские наслаждения ты отвергал, ты чистоту хранил». В Чернышевском видит Некрасов готовность к самопожертвованию во имя высокой цели: «Он видит невозможность служить добру, не жертвуя собой, его судьба давно ему ясна». Трагична судьба тех людей, о которых пишет поэт. И это не случайно. Еще в своем большом романе-хронике «Былое и Думы» Герцен говорил, что история нашей литературы — это описок замученных страдальцев. Рылеев повешен, Пушкин убит на дуэли, Грибоедов зарезан в Тегеране, Лермонтов убит на дуэли, Кольцов убит своей семьей. Белинский убит голодом и нищетой, Полежаев умер в военном госпитале, Баратынский умер после двадцатилетней ссылки, Бестужев умер на Кавказе совсем еще молодым, после каторжных работ в Сибири. Этот список жертв царского самодержавия, приведенный Герценом, можно дополнить именами Добролюбова, Чернышевского, Некрасова, самого Герцена. Добролюбов погиб 25-ти лет от непосильного труда и борьбы, Чернышевский убит двадцати одним годом каторги, ссылки, невероятных лишений.

Воспевая революционеров, Некрасов показал, как труден путь, избранный ими. В поэме «Несчастные», написанной им в 1856 году, Некрасов создает образ политического ссыльного Крота, который в ссылке вдали от Родины, не перестает думать о ее судьбе. Сквозь годы и десятилетия смотрит этот человек и верит в светлое будущее России. С гордостью говорит он: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее в ней». Эту же тему революции и революционных борцов развивает Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Революционно-патриотический смысл раскрывается в ее последней части, которая показывает «Пир на весь мир». В этой части выведен образ человека, который всю свою жизнь отдал служению народу, образ Григория Добросклонова. Свое истинное счастье он обретает в борьбе за дело народа. Перед нами фигура просветителя и поэта некрасовской школы, в которой воплощается нравственно-эстетический идеал Некрасова в плане изображения революционера-демократа 60-х годов.