В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси», кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странни-ков, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых «временнообязанных» даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любозна-тельность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчер-кивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колеба-ний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.
Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Рас-крытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купече-ства, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.
Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеев-ны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, напри-мер, ненависть ко всем «дольщикам», тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.
Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, «до смерти работает», но живет бедняком, как и большинство крестьян дерев-ни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...

Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей при-надлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость «крестьянской души»:

Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова...
А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходи-мость работать на «дольщиков». Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он «живал когда-то в Питере», но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, «как липочка ободранный» и «за соху взялся».
Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наде-ляет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважа-ют его за то, что он

В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил...

Пойдя против «мира», поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, - Ерми-ла мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.
Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидар-ность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.
Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богаты-ри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Не-смотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глу-боко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: «Клейменный, да не раб!». Савелий выступает в роли народного философа. Он размыш-ляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетен-ное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше «недотерпеть», чем «перетерпеть», и он призывает к протесту.
Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.
Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ «женской доли». В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: «Не дело между бабами счастливую искать».
Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с «девичьей холи в ад»; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и му-жики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.
Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня - душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими.
В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырс-кого характера русского крестьянства.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворо-вых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное «я» и человеческое досто-инство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незна-чительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холо-пов еще больше, чем помещиков, они презирают их.
Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.
В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как рели-гиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.
Итак, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо счи-таться, которая постепенно начинает осознавать свои права.