Если художник, национальная культура или определенная эпоха вносит что-то новое в процесс развития мирового искусства, мы с увлечением воспринимаем такой взнос, отмечаем уникальность, новаторские идеи. Но только вообразим себе, что древнегреческая культура не просто усовершенствовала какой-либо вид искусства, а создала, став, фактически, основой всего художественного прогресса нашей цивилизации. Захватывающие мифы, интересные и монументальные эпические произведения и… театр! Довольно и вообразить себе нашу современную жизнь без театра! Появлением театра мы обязаны античной культуре. Когда я узнал больше о традициях театрального искусства античности, я был удивлен: кто бы мог подумать, что в те далекие времена будут существовать даже технические способы для создания интереснейшего действа!

Как не удивительно, но мировой театр имеет свой день (точнее, год) рождения - год до нашей эры. За свидетельствами античных историков, именно в этом году впервые состоялся театральный спектакль. На празднике Великого Дионисия была инсценирована трагедия драматурга Феспида. Полторы тысячи лет прошло с того момента, а пора античных трагиков и комедиографов и до сих пор интересуют зрителя. Античный театр и родился из небольших народных спектаклей, которые были традиционными на празднованиях, посвященных богу Дионису, который был покровителем творческих сил природы и позднее считался богом виноделия и развлечений. Сначала спектакли ставили просто под небом, но они быстро приобрели такую популярность, что началось строительство специальных помещений, усовершенствование технических средств и, ясная вещь, инсценировок новых драм.

В античном театре играли только мужчины, сначала спектакль представлял собой диалог одного актера с хором, только со временем число актеров увеличивалось. Играли античные актеры в масках, которые не только отображали характер героя, т.е. делали голос актера громче. Участники спектакля обували котурны - специальная обувь на высокой подошве, лишь бы зрители видели, что происходит на сцене. Были и другие технические средства: в проходах стояли емкости с водой, что улучшало акустику, существовали устройства, с помощью которых актер мог «взлететь» над сценой или «провалиться в царство Аида».

И традиционно в основе сюжета античных спектаклей лежали известные всем мифы, а ценность драмы оценивалась авторской интерпретацией мифа: насколько трактовка известного сюжета освещало проблемы современности, которые моральные и философские проблемы нарушил автор в своем произведении. Этот факт заставил меня задуматься: зрителю надо иметь настоящий талант, чтобы воспринять подтекст спектакля, понять его философское и поучительное содержание. Из античной трагедии и связано важное понятие - «катарсис». Это очищение и обновление души зрителя, которое достигалось через сочувствие герою драмы, через яркие переживаемые раздумья. Значит, античное искусство далеко не ограничивалось развлекательной функцией! Давние же драматурги и актеры заложили в искусство как такое силу влияния на человеческие души, воспитательное и философское начало искусства.

Комедии античности так же появились из народных спектаклей. Говорят, комедии были более популярными в древнем Риме, а трагедии - в Греции. Но и комедии не просто развлекали зрителей, а и высмеивали недостатки людей и общественного порядка. Меня очень заинтересовала традиция создавать образ реальных общественных деятелей, и вдобавок под настоящими именами: в комедиях Аристофана мы встретим образ Сократа, Софокла и других известных лиц античности. Итак, традиция изображать общественных деятелей в сатирическом ключе возникла еще в древние времена!

Театральное искусство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Я считаю, что знание об истоках театра, его происхождении и традиции помогут, нам лучше понять современное искусство. Античный театр - неоценимое явление ее истории мировой культуры, явление уникальное и самобытное. Произведения античных авторов не теряют своей актуальности, я с удовлетворением познакомился с античными трагедиями и научными разведками, посвященными теме эпоса, и попробую узнать еще больше!

Всем нам присущ интерес к важным событиям прошлого, нас захватывают героические фигуры давних времен, мы сочувствуем им, переживаем за них, приходим в негодование из-за несправедливости… События же Троянской войны, отображенные в античной литературе, так называемого троянского цикла - захватывающие страницы истории человечества. Не удивительно, что столько живописцев и писателей обращались к этой теме. Но, наверное, и прежде , безусловно, лучше всего завоевание Трои изобразил старо давний поэт Гомер в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».

Фигура Гомера обвита многими мифами, которых, наверное, не меньше, чем мифов о его героях… Много кто утверждал, что Гомера не существовало, а «Илиада» и «Одиссея» - что-то наподобие народного эпоса или созданные другим, неизвестным автором. Некоторые произведения живописи изображают Гомера слепым, но большинство историков сходятся на том, что слепой певец не мог бы настолько ярко изобразить мир, природу, людей (ведь образы, созданные Гомером, очень детальные!). Продолжительное время считали, что в основе поэм Гомера - сплошная выдумка. И только в 1870 году было доказано существование Трои, когда археолог Генрих Шлиман нашел руины этого старинного величественного города. Тогда было доказано и то, что поэмы Гомера не является сплошным вымыслом, а объединяют свидетельство о реальных исторических событиях с художественными элементами.

Традиционно сроком «загадка Гомера» или «гомеровский вопрос» называют проблему существования этого гения старинной литературы. Но я рискну использовать этот срок в другом аспекте. Так как для меня загадка Гомера в другом: как он создал такие величественные, монументальные произведения? Что в его поэмах трогает нас, современных читателей, отделенных от него десятками веков? Это настоящая загадка!

В поэмах Гомера действуют и люди, и боги… Но читателя это даже не приводит в удивление: настолько живые эти образы, настолько уверенно и увлекательно вводит нас автор в мир давних греков, мы ощущаем себя свидетелями событий, нам понятен их быт, целые, способ мышления и мировосприятие. Ахилл и Гектор - настоящие герои, бесстрашные, мужественные, отданные каждый своей идеи… Не только мужеству учит нас Илиада, мы обращаем не меньшее внимание на своеобразный «кодекс чести» давних воинов, их великодушие, моральные принципы. Время от времени мы переносимся на Олимп - и узнаем о жизни греческих богов. Они действуют рядом с людьми, направляют их, живут и ощущают так же, как и люди. Читая «Илиаду», а также и греческую мифологию, я заметил, что боги, согласно представлениям древних греков, очень похожи на людей, они также имеют свои недостатки, в их жизни есть радость и беды, они так же влюбляются, страдают, ссорятся…

Поэмы Гомера не ограничиваются описанием исторических событий, автор создает панорамную картину тогдашней жизни. Мы наблюдаем за чувствами героев: сердце сжимается, когда читаешь сцену прощания Гектора с Андромедой. Хотя глагол «читаешь» здесь неуместен, так как мы забываем о самом собственно «чтение» уже с первых страниц произведения: мы плывем на корабле, принимаем участие в битве, раздумываем над судьбой, определенной богами… Все эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» мы не «читаем», а скорее «видим», - настолько мастерски написаны эти произведения, настолько магическое влияние имеют на нас строки античного автора.

Ни образа героев «Илиады», ни образ Одиссея не выдается нам образом «обычного героя», т.е. характеризуя их, мы не можем ограничиться словами «мужественный, храбрый»: эти люди многогранные, их характеры сложные, непросты их чувства и судьбы. Одиссея даже сам автор называет хитрым и умным. Превыше всего воспевает Одиссей родную землю, поэма повествует нам о его возвращении на Итаку, которое длилось аж двадцать лет. Но Одиссей во чтобы то ни стало хочет возвратиться к жене Пенелопе, увидеть сына Телемаха. Пенелопа возникает перед нами самоотверженной женой, умной, верной и величественной, она является воплощением настоящей любви, определенным идеалом женщины, вневременным и вечным.

В одном из эпизодов «Одиссеи» главный герой отказывается от бессмертия, предложенного ему нимфой Калипсо. Родная земля, жена дороже Одиссею чем бессмертие. Но, сам того не ведая, Одиссей таки получил бессмертие, увековеченный в поэме Гомера, как и другие гомеровские герои. Удалось ли мне разгадать загадку Гомера? Наверное, нет. Яркие образы, искусное владение словом, захватывающий сюжет, но это не все… Есть какая-то магия в его произведениях, что-то, в самом деле непостижимое. Произведения Гомера вечные, они принадлежат к наибольшим шедеврам мировой литературы. Чтобы высказать все величие гомеровских произведений, мне понадобится талант владения словом, не меньше Гомеровского, итак наслаждаемся его эпосом, не стараясь отгадать загадку по сути их автора…