К началу XX века, после поражения в войне с США и потери последних заокеанских колоний, Испания превратилась в захолустную провинцию, «задворки» Европы. В своем экономическом развитии она далеко отстала от других западноевропейских государств. У власти в стране обосновался буржуазно-помещичий блок, который правил Испанией с помощью монархии, обнаруживавшей явные симптомы крайнего вырождения. Но уже в конце XIX века в стране развертывается республиканское, демократическое и рабочее Движение. Дальнейшему росту его способствовали Октябрьская революция и экономическая депрессия, последовавшая за первой мировой войной. В условиях усилившейся социальной борьбы в апреле 1920 года была основана коммунистическая партия.

На протяжении первых десятилетий XX века господствующие, позиции в литературе занимали представители так называемого «Поколения 1898 года» и примыкавшие к нему писатели. Термином «Поколение 1898 года» в истории испанской культуры обозначают широкое идейное и культурное движение, возникшее в конце XIX века в среде испанской интеллигенции под воздействием глубокого кризиса испанского государства, который особенно ярко обнаружился во время неудачной для Испании испано-американской войны 1898 года. К «Поколению» обычно относят таких известных писателей, как Мигель де Унамуно, признанного идеолога и вождя «Поколения», Рамона дель Валье-Инклана, драматурга Хасинто Бенавенте, поэта Антонио Мачадо и других. Они никогда не составляли единой, сплоченной группы, но на первом этапе их деятельности, примерно до 1910 года, для них были характерны некоторые общие черты: резкое отрицание официальной Испании, искреннее патриотическое чувство, поиски путей возрождения страны и вместе с тем индивидуализм и пессимистическая оценка сил и возможностей народных масс. Противоречивыми были и их эстетические позиции: в конечном итоге большинство из них пошло по пути критического реализма, отдав, однако, нередко значительную дань различным декадентским течениям.

К чести «Поколения 1898 года» следует сказать, что именно из его рядов раздались голоса решительного протеста против реакционной политики правящих классов, в частности военной диктатуры, утвердившейся в стране с 1923. года. Одним из наиболее активных борцов против диктатуры стал Унамуно.

Мигель де Унамуно (1864—1936) оставил неизгладимый след в испанской культуре. Профессор, а затем ректор Саламанкского университета, Унамуно меньше всего был кабинетным ученым. Из саламанкского уединения на всю Испанию разносился его гневный и страстный голос. Несколько раз его привлекали к суду по обвинению в «оскорблении его величества», а когда в конце 1923 года он открыто обрушился на «подлых тиранчиков» Испании, его выслали на остров Фуэртевентуру (группа Канарских островов). Полгода спустя он покинул место ссылки и поселился во Франции, Многочисленные статьи в газетах Европы и Америки, как и художественные произведения, написанные им в гады эмиграции, полны ненависти к реакции и диктатуре.

Саркастический критик испанского «традиционализма», буржуазного общества и государства, более всего презиравший эгоистическое, тупое и пошлое мещанство, Унамуно способен был противопоставить ненавистному миру лишь индивидуалистический гуманизм, лишь одинокую человеческую личность. Недаром его любимым героем стал Дои Кихот, которому он посвятил книгу «Житие Дон Кихота и Санчо» (1905), объявив донкихотство, т. е. героизм одиночки, национальной религией. Недаром и в истории он различал две линии: «инфраисторию», т. е. внешнюю, официальную историю, где борются партии, низвергаются троны и царят тираны, и «интраисторию», историю внутреннюю, «нить которой прядут невежественные, темные люди», частная, повседневная жизнь которых не имеет почти никаких точек соприкосновения с событиями «инфраистории». Художественному воплощению этой идеи Унамуно посвятил свой- первый роман «Мир в войне» (1897), трогательный рассказ о современных Ромео и Джульетте, развертывающийся на фоне событий карлистской войны 1874 года.

Трагическое ощущение человеческого бессилия перед загадками жизни и смерти, сделавшее Унамуно одним из провозвестников современного экзистенциализма, особенно- ярко обнаруживается в его основном философском труде «О трагическом ощущении жизни у людей и народов» (1913), в его романах «Туман» (1914), «Авель Сан-чес» (1917), «Тетя Тула» (1920), а также в новеллах из сборника «Три назидательные новеллы и один пролог» (1920). Свои романы и новеллы Унамуно обычно обозначал изобретенным им термином «нивола», чтобы тем самым подчеркнуть их отличие от обычных произведений прозаиков. «Ниволы» Унамуно, действительно, произведения очень своеобразные: это чаще всего философско-символи-ческие этюды, написанные преимущественно в диалогической форме и посвященные главным образом анализу человеческих страстей. Но подобно тому, как в истории для Унамуно существуют два слоя «инфра» и «интра», так и в его «ниволах» трагические конфликты человеческой психики не могут скрыть глубинного потока социальной жизни, в конечном счете определяющей эти конфликты. Отвергая «чистое» искусство, которое он с присущей ему резкостью называет «дистиллированной водой, непригодной для питья и в жизни бесполезной», Унамуно признает лишь искусство, «плоть и кровь которого составляет человеческая боль», искусство, рожденное «кровавыми “слезами». Вот почему, проникая в тайники человеческой души, Унамуно вместе с тем произносит беспощадный приговор истинному виновнику этих трагедий — современному обществу, хотя и склонен иногда пороки этого общества абсолютизировать и объявлять извечными.

Произведения, созданные Унамуно в годы изгнания,— сборники стихотворений, полные гражданского пафоса,— «От Фуэртевентуры до Парижа» (1925) и «Романсеро изгнания» (1928), «романизированная автобиография», вышедшая под названием «Как делается роман» (1927), драмы, над которыми он работал в то время, публицистические эссе,— все это прежде всего произведения борца.

В 1930 году Унамуно вернулся на родину. После того как в апреле 1931 года в Испании была провозглашена республика, республиканское правительство назначило его пожизненным ректором Сала-маикского университета, окружило почетом. Но это не помешало писателю вскоре же заявить о своем неприятии буржуазной республики, по сути дела, ничего не изменившей в жизни народа. В то же время писателя-индивидуалиста пугала и растущая революционная активность масс. Быть может, здесь и лежали истоки его трагической ошибки в первые дни фашистского мятежа. Заявив сначала о своей поддержке мятежников, Унамуно вскоре нашел в себе мужество открыто обличить фашистское варварство и бросить в лицо фашистам пророческие слова: «Вы можете победить, но никогда не сможете убедить!». Унамуно умер, находясь под домашним арестом, не изменив идеалам гуманизма.

В годы военной диктатуры голос Унамуно, обличавший реакцию, не был одиноким.

Рамон Мариа дель Валье-Инклан (1869—1936) приобрел широкую известность еще в начале нынешнего века циклом из четырех повестей под общим названием «Сонаты» (1902—1905). Писатель, ненавидевший серое и будничное мещанское бытие, противопоставляет ему в этих повестях эстетизированныи и идеализированный мир прошлого. Но уже в последующих произведениях он срывает идиллические покровы и с испанского дворянства (трилогия «Варварские комедии», 1907—1908), и с дворянско-католической фронды «законной» испанской монархии (трилогия «Карлистская война», 1908— 1909).Во время первой мировой войны Валье-Инклан — военный корреспондент на фронте; его очерки с театра военных действий были одним из первых в Испании выступлений против империалистической войны. Валье-Инклан сразу же приветствовал Октябрьскую революцию.

В 1923—1927 годах он создает серию так называемых эспер-пенто (исп.— «пугало», «страшилище»): «Рога дона Ахинеи», «Наряд покойника», «Светочи богемы» и др. В этих гротесковых, карикатурно заостренных диалогических новеллах писатель издевается над прописными истинами морали современного общества, а в уста одного из героев вкладывает слова о том, что выход всему миру указала революция в России. С этой поры в его творчество наряду с разоблачительной темой входит и тема революции. Обе эти темы раскрываются в романе-памфлете «Тиран Бандерас» (1926). Беспощадно обнажив все отвратительные черты диктаторского режима, царящего в некоей вымышленной латиноамериканской стране, Валье-Инклан рисует победоносную революцию народа. Появление этой книги в Испании времен диктатуры было, конечно, актом высокого гражданского мужества. Недаром несколько лет спустя писатель был брошен в тюрьму. Но преследования не смогли заставить Валье-Инклана отречься от своих идеалов. Об этом свидетельствует замысел серии исторических романов «Иберийский круговорот», над которыми он работал в последние годы жизни. Обратившись к истории революции 1868—1873 годов, писатель стремился раскрыть причины кризиса, переживаемого его родиной сейчас, много лет спустя, и указать те силы, которые, по его мнению, способны возродить родину. В опубликованных первых романах серии «Двор чудес» (1927) и «Да здравствует мой властелин!» (1928) писатель дает сатирическую характеристику всех слоев правящих классов Испании и королевской власти; в то же время он с глубоким сочувствием изображает жизнь забитых и униженных народных масс, в недрах которых, по его мнению, зреют протест и возмущение.

Активный участник антифашистского движения и один из руководителей «Общества друзей СССР» в 30-х годах, Валье-Инклан был наставником и старшим другом молодого поколения испанских литераторов. Такую же роль играл в те годы и Мачадо.

Похожие сочинения

  1. Интересный жизненный случай (Сочинение-рассказ о случае из жизни)
    Город, в котором я жил до приезда в Харьков, раскинулся на красивом берегу Каховского водохранилища. Когда-то здесь не было ни водохранилища, ни самого города, а только большие зеленые луга и степь с невысокими холмами. .Текла здесь большая, мощная река...смотреть целиком
  2. Олимпийские игры
    мечтает каждый! Прибыльный домашний бизнес! Доход от 35 000 руб в ... Способен снимать видео с разрешением 1920х1080 Традиция Олимпийских игр идет из Древней Греции. Мы знаем, что первые Олимпийские игры были проведены в городе Олимпия более 2700...смотреть целиком
  3. Сочинение-описание внешности человека: Спортсмен
    Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол...смотреть целиком
  4. Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)
    Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Нравственной проблематикой, темой выбора...смотреть целиком
  5. "Мужество есть великое свойство души народ, им отмеченный, должен гордиться собою"
    Тему истинного мужества нельзя раскрыть ярче, чем на примере военной прозы времен Великой Отечественной войны Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий...смотреть целиком
  6. Что такое литературоведение
    Необычно положение литературоведения — и, шире, науки об искусстве вообще — в ряду других общественных знаний. Ни одна отрасль деятельности человека не знает странного ответвления, лежащего вне ее, но соотнесенного с ней. Есть, положим, математики, физики,...смотреть целиком
  7. "Земли родной минувшая судьба.»
    А.С. Пушкин - -великий поэт и писатель первой половины 19 века. Он очень много задумывался о судьбе русского народа, о положении в стране, стремившись как бы разобраться самому в исторических событиях, происходящих в России и стать их участником. Он...смотреть целиком