Наибольшего расцвета достигла словацкая детская литература в последние два десятилетия, многие книги переводятся на языки других народов, выдвигаются на международные премии, знакомы они и нашему читателю. Следует назвать имена писателей: Клары Ярунковой, Марии Дюричковой, Кристы Бендовой, Винцента Шикулы.

Винцент Шикула (р. 1938) — писатель, известный в словацкой литературе, писатель со своим художественным почерком, со своей проблематикой. В его книгах раскрывается мир крестьянина, умеющего споро работать, веселого, доброго, хотя и со многими странными, а иногда и отрицательными качествами. Но Шикула знает, что человек не идеален, и стремится увидеть в нем многообразие характера, найти доброе, показать, как лучшее пробуждается в трудные периоды жизни. В повести для детей «Каникулы с дядюшкой Рафаэлем» Шикула красочно, полнокровно, со значительной долей юмора рассказывает о жизни современной деревни. Действие связано с событиями, происходящими во время школьных каникул. Писатель знакомит читателей с обаятельными, хотя и чудаковатыми крестьянами, которые то понимают, а то не понимают ребенка, воспитывают его, пробуждают в нем чувство ответственности, самостоятельности. И общение с этими чудаками мальчика — героя книги превращается в феерические приключения.

Значительное место в современной литературе принадлежит Кларе Ярунковой (р. 1922). Ее повести не случайно заслуживают высокой оценки критики. Писательница ставит в своих произведениях серьезные проблемы сегодняшнего дня. Современность! ее книг определяется не только временем действия, но и чертами’ характера и мировоззрением героев, отражением сущности эпохи, тех явлений, которые характеризуют жизнь города и деревни! Словакии 60-х годов.

Одна из лучших повестей К. Ярунковой — «Единственная» (1983); в советском издании — «Мой тайный дневник». Писательница раскрывает сложный внутренний мир девочки-подростка Ольги, которая остро чувствует все радостные и темные стороны жизни. Переход от беззаботного детства связан с острыми переживаниями. Самое светлое для Ольги — это добрые чувства человека. Она страдает, что маленькие дети соседки растут без ласки и внимания. Ольга вопреки запрету родителей навещает их, рассказывает им сказки, ведет гулять в зимний парк. Она выступает в роли доброго волшебника, стремясь восстановить справедливость в мире детства. Она, подобно герою Сэлинджера, видит самое светлое, самое чистое в маленьком ребенке, ради счастья которого готова пожертвовать своим собственным благополучием.

Ольга делит взрослых на понимающих и непонимающих. К сожалению, не слишком много на ее пути встречается тех, кто вникает в радости и печали детей. Чаще всего это грубое авторитарное воспитание, и оно встречает резкое сопротивление подростка.

Затрагивает Ярункова и вопрос о семье, рассказывая об острой ломке в мировосприятии подростка, когда семья распадается, когда колеблется вера в глубину чувств родителей к своим детям. Девочка ищет смысл жизни, истинные ценности, и в значительной степени находит их в том, что человек должен защищать слабого, приносить радость людям, бороться за справедливость, жить для других. Ольга начинает размышлять о том, что правда г быть доброй и жестокой. Повесть написана от лица героини, и писательнице удалось передать неповторимый взгляд подростка на окружающую дей-пинтельность, тончайшие душевные переживания, особое видение людей, природы, искусства.

Другая ее повесть — «Брат Молчаливого Волка» (1971) — одна творческая удача писательницы. На этот раз герой ввести — мальчик 13—14 лет. Его окружение уже не городское. Он живет в горах, далеко от деревни, в туристском домике. И его мир связан с природой, с людьми, которые живут в подобных же условиях. Неторопливый рассказ героя о буднях на турбазе воссоздает еще одну страницу жизни трудового человека. Пожо — так зовут рассказчика — принимает участие в повседневных заботах отца и матери: он чистит картошку, моет посуду, помогает убирать дом и т. п. Но для него это — само собой разумеющееся. Он не знает жизни вне труда. И наряду с каждодневными заботами, с реальными буднями, существует мир мечты, связанной с природой. Природа для Йожо — радость и красота, но она бесстрастна и таит в себе силы, способные принести человеку горе. Так погибает под снежной лавиной любимая девушка его брата. Но даже в горе Йожо понимает, что природа не виновата в разыгравшейся трагедии, виновен лишь человек, не знающий ее законов.

Красота природы — источник человеческой мудрости. Размышления Йожо обо всем сущем в ночь под Новый год в охотничьей избушке, куда приехали немецкие туристы, убившие старого оленя, раскрывают читателю душевный мир героя, его отношение к сегодняшнему дню. Его возмущает праздность и безжалостность развлекающихся туристов. Для тех, кто живет в горах, природа становится частицей их самих, и Йожо страдает от бездушного, варварского отношения к ней случайных, чужих людей. Он думает о том, каким должен быть настоящий мужчина, сам стремится приблизиться к своему идеалу, который воплощен для него в брате — молчаливом Волке, поэте, мужественном, немногословном и благородном юноше. Быть таким человеком нелегко, и Йожо часто преодолевает свои мальчишеские порывы к беззаботной жизни. Путь Йожо — это путь самопознания и преодоления тех черт характера, которые дапы ему от рождения. Эта повесть, получила международную премию на конкурсе «Для молодежи атомного века» за поэтическое выражение взаимосвязи человека и природы.

Многообразно и интересно творчество Марии Дюричковой (р. 1919). Прозаик и поэт М. Дюричкова — автор целого ряда детских книг: «Данка и Янка», «О Гульке и Бомбульке», «Летчик на галушках», «Мы из восьмого «А», «Волшебная свирель» и другие. В центре внимания М. Дгоричковой чаще всего тоже характер подростка, его отношение к жизни. Конфликты в ее повестях1 связаны с жизнью школы, пионерского лагеря. Внутренние переживания не так ярко выражаются во внешних взаимоотношениях, а больше в размышлениях героя. Поэтому часто используется писательницей внутренний монолог, дневниковая запись. Так, почти целиком на внутреннем монологе написана повесть «Созревает красная земляника», где рассказывается^ история изгнания из пионерского лагеря главной героини. Была совершена несправедливость, о которой и рассуждает девочка, идя по дороге к старому стану.

Таланту Дюричковой присущ юмористический взгляд на описываемые события. Так, в повести «Мы из восьмого «А» (1960) с иронией описываются лентяи, которые подвергаются насмешкам со стороны тимуровской команды. Никто не знает участников команды. С этим связан ряд комических ситуаций в повести. Лирическое дарование Дюричковой раскрывается в книге «Волшебная свирель» (1958). Это три баллады, написанные в народном духе. Романтический сюжет и напевность стиха, глубина доысли и нравственная концепция создают колорит народной поэзии. Здесь можно говорить о произведении искусства, которое перерастает рамки собственно детской литературы.

Содержание поэтического произведения никогда не дает полного представления о его богатстве. Поэтическая речь, ритм, рифма, музыка стиха, которые пленяют слушателя сами по себе, будят воображение и чувство читателя. В данном случае сочетание сюжета и поэтического выражения мысли представляет вершину творчества Дюричковой. Например, хотя бы баллада о «Волшебной свирели», где рассказывается о мальчике, обладателе свирели, звуки которой рождали добро: люди ему улыбались, птицы для него пели, ягоды сами просились в кошелку, ручей поил прохладной водой. Но однажды тень мальчика нашептывает ему, что он мог бы стать властелином мира, что за свою игру на свирели он мог бы потребовать рога у оленя, перо у птицы, потребовать, чтобы горы легли к его ногам. И волшебство потеряло силу. Все живое бежит от него, мальчик становится одиноким, никто его не любит, и эти страдания рождают отчаяние. Прошли многие годы, никто не помнит этого мальчика, только горы осенью поют его грустную песнь об одиночестве. Баллады М. Дюричковой получили высокую оценку в словацкой критике.
Поэзия для детей богата самыми разносторонними талантами. Успешно выступает со стихами Криста Бендова (р. 1923). Один из сборников ее стихов знаком читателю — «Жил-был класс». Это юмористические стихи о школе, о ребячьих проказах и недостатках: здесь комичные ситуации во взаимоотношениях мальчиков и девочек; высмеиваются лодыри, которым охота погулять, а не учить уроки; недостатки детей. Стихи чрезвычайно естественны, нет ничего надуманного «ради смеха». Умение наблюдать, подметить типичные черточки современного ребенка, нелепые поступки, проникнуться логикой поведения своих героев помогает поэтессе высмеять Кзлобиво и остроумно многие недостатки. Юмористический талант Бендовой в чем-то сродни стихам-фельетонам А. Барто. В стихах другой поэтессы, Дагмар Вагиеровой (р. 1939), тоже в значительной степени юмористических, мы встречаемся с тенденцией расширить знания маленького ребенка о мире, о животных и вещах, которые окружают нас. Она часто использует форму загадки, учитывая возраст своего читателя, обращается к словесной игре и расширяет словарный запас ребенка.

Адресуют свои стихи детям и поэты совсем «не детские», например, Мирослав Валек (р. 1927), издавший поэтическую книгу для детей «Мудрецы из Трамтарии». Его ассоциативная поэзия эмоциональна, образна, богата звуками, слово в ней многозначно. Буйная фантазия и глубокие человеческие чувства в стихах М. Валека. О верности, большой любви, преданности рассказывается в стихотворении «Канитель», какой вихрь звуков, какая экспрессия в метельных потоках белого снега. Уже первые строки стихотворения создают не только ощущение мятущейся стихии, но и ожидание тревожных событий, которые подчеркиваются повторами фразы «не придет он, не придет он, не придет и через год он…». Или стихи «Верблюд», написанные в грустно-юмористическом ключе. Юмористична ситуация, когда буфетчик предлагает верблюду лимонад, молоко и т. д., и тональность меняется, когда верблюд вспоминает родную пустыню.

В мир «наоборот» перекосит нас словацкий поэт Любомир Фелдек (р. 1936), перу которого принадлежат несколько сборников стихов. Один из них называется «Голова, которую я имел тогда» — тут и человек, которого зимний ветер «задул» на крышу башни и которого принимают за гигантскую сосульку, и «тетка темнота», которая ночью торгует звездами и месяцем, тут и «настенное небо» — попросту окно, в котором, как на киноэкране, сменяются кадры — то молния, то солнышко, то ночные звезды и месяц, плетущий паутину из облаков, тут и «забывчивый человек», который забыл даже свое имя. Поиски образности, соответствующей детским представлениям, обогащение словаря, стремление развить в ребенке чувство юмора и лирическое начало — характерные черты современной и словацкой, и чешской поэзии.