В последнее время во всём мире идёт активная разработка комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий об их личностных качествах подчиняются тем же законам, по которым развёртывается формирование у человека образа предмета или обобщённого знания о нём. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определённого физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, проявляющимися у него в том, что он делает, в том, что он говорит и в том, что он познаёт.

Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессий и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами таким образом обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.

Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.

Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся людям информацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения.

Человек в роли объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у познающих его людей» определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен “творить мир”, активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А. имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.

В познании человеком других людей без большого труда могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характеристики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформлении внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта познания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не имеющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом понимании в конце концов всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение человека в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характеристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их деятельности.

Познание людьми друг друга — сложный и многоступенчатый процесс. Он проходит через все уровни чувственного и логического отражения, начиная с ощущения и кончая мышлением. Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект, обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т. п.

Остается только удивляться, как люди вообще понимают друг друга, если их разделяет такое многообразие барьеров общения! Но, во-первых, в каждой конкретной ситуации человек находится под влиянием целого ряда стереотипов, которые, взаимодействуя, могут не только закрепляться или усиливаться, но и взаимопогашаться или ослабляться. Например, распространенным стереотипом является представление о том, что все люди в очках – серьезны. А. А. Бодалев в своей книге “Личность и общение” приводит данные Э. Холла, который, в частности, изучал, как наличие очков влияет на оценку их обладателя.Люди в очках показались испытуемым более серьезными, умными и прилежными, чем когда они были без очков. Человек, убежденный, что все люди в очках – серьезны, а также в том, что все женщины – легкомысленны, встретив женщину в очках, конечно, может на время забыть о своих противоречивых “убеждениях”. Но если его попросить охарактеризовать новую знакомую, он буде вынужден из двух стереотипов выбрать один или отказаться от обоих. Во-вторых, стереотипные представления, передаваемые из поколения в поколение как житейская мудрость, могут изменяться в процессе накопления индивидуального опыта. [7, c. 51].

Стереотип – это, как правило, некритически воспринятое и превращенное в личную оценочную норму общепринятой суждение, являющееся результатом житейской общинной мудрости. Социальное назначение стереотипов – создание психологических и моральных условий замкнутости общины, ограждение ее от “чужаков”. Психологическая же значимость стереотипов заключается в экономии мыслей и чувств в процессе познания, оценивания и понимания другой личности.

Суть стереотипа как способа познания и оценки людей заключается в том, что суждения об особенностях личности другого выносятся на основе его формальных характеристик (пол, возраст, уровень образования, профессия, должность, место работы, национальность, семейный статус и т. п.). Личностный же эталон оценки людей представляет собой некоторую нравственно-психологическую модель – идеал нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, с которыми человек сопоставляет поведение и поступки каждого, с кем он вступает в общение. Индивидуальность другого при этом оценивается в сопоставлении с собственными моральными, интеллектуальными и эстетическими критериями, и эта оценка не зависит от социальной принадлежности и других “объективных данных” собеседника [7, c. 58].

Способность человека к формированию личностного эталона как своеобразного ключа к пониманию других людей в значительной степени зависит от объективных условий его жизни. Чем в более замкнутой социальной среде (географической, групповой и др.) он находится, тем меньше вероятность понимания им другого как индивидуальности со своим сложным внутренним миром. Даже обучение в школе, которая дает только начала знаний, как бы подтягивает людей к общему уровню познания и понимание окружающего мира, позволяет искать и находить общий язык и почву общения. Но это уровень общества, точнее той конкретной социальной среды, в которой человек живет, учится, развивается. Еще большую роль в такой унификации общего уровня развития в настоящее время играет телевидение.

Но человек, вырывающийся за пределы информации, обрушиваемой на него современниками, приобщаясь к мыслям и чувствам наиболее одаренных мыслителей и художников различных времен и народов, имеет возможность почувствовать и убедиться, как близок и понятен может стать ему человек, не только носящий другую одежду и говорящий на другом языке, но и живший в иную эпоху, с иными (на первый взгляд) нравами и социальными отношениями. Приобщаясь к пробившемся сквозь времена образцам человеческой культуры, можно оценить и почувствовать то общее, что присуще людям вообще, что есть в каждом человеке. Чем выше степень освоения человеком мировой культуры, тем гуманистическую он занимает позицию, которая подразумевает право другого быть не таким, как ты.

Жизнь демонстрирует и такие примеры, когда люди, шедевром советской кинематографии считающие фильм “Семнадцать мгновений весны”, лучшими часами на работе – перерыв, а досуг проводящие на скамеечке около дома, уже по походке замечают, что у вас неприятности, и даже догадываются – какие; точно знают, кого вы презираете, а кому тайно симпатизируете. Другое дело, что такая наблюдательность может носить как доброжелательный, так и недоброжелательный характер; использоваться ему, так и для того, чтобы порадоваться своей проницательности и чужим неприятностям, а при случае и усилить их.