Романтическая настроенность и тонкое чувство природы, особый склад мышления - склонность к медитациям - характерны для автора-повествователя. Рассказ Ю. Казакова по преимуществу лирический. Лиризм в произведениях Ю. Казакова выражает индивидуальность мировосприятия писателя и его позицию художника, который, открыто поэтизируя свои идеалы добра и красоты, не приемлет компромиссов с совестью, делячества и порождаемой ими бездуховности.

В последних рассказах, изданных в сборнике «Во сне ты горько плакал» (1977), Ю. Казаков остается верным концепции нравственно прекрасного человека, обосновывая свои представления анализом духовных состояний героев, правда, предельно замкнутых и как будто отъединенных от социальной жизни. Качество это становится особенно заметным при сопоставлении рассказов Ю. Казакова с рассказами В. Шукшина, герои которого несут слово «городу и миру», требуя соучастия. Ю. Казаков внес новые представления о человеке и его внутреннем мире, подтверждая всем своим оригинальным творчеством мысль о содержательном многообразии современного рассказа.

Эволюция современного рассказа отражает в специфической форме общие закономерности и особенности литературного процесса последнего двадцатилетия. Рассказу присущи оперативность, отклик на происходящие жизненные процессы, своевременность реакции, чуткость, умение за внешними колебаниями и переменами угадывать суть происходящего.

Жизненный материал предопределил необходимость решения новых проблем формы рассказа, в частности пространственных и временных. Все более устойчиво проявляется эпическое начало в рассказе. В итоге художественных исканий найдена форма циклизации рассказа, которая воспроизводит временные и пространственные связи, перспективу, темп движения жизни - существенные черты действительности.

Цикличны рассказы В. Белова, в частности «Плотницкие рассказы», которые обнаруживают внутренние проблемные и временные связи с повестями писателя. Сборники рассказов В. Шукшина «Земляки», «Характеры» объединяются на уровне содержательно-проблемного развития; «Из детских лет Ивана Попова» - наиболее распространенный вид сюжетного соединения рассказов. Однако и здесь важнейшим звеном связи становится внутренняя преемственность, которая сильнее всего выражена в цельности восприятия действительности предвоенных и военных лет. Принципы циклизации рассказов могут быть различными, однако преобладающим является аналитический, когда характеры изображаются во времени, исторически. Циклизация - одна из форм воплощения характерологии, движения реальности, а также концепции действительности. Но не единственная.

Напряженные жанрово-стилевые искания увенчались значительными преобразованиями рассказа в области содержания и формы. Сущность их состояла в последовательном развитии и упрочении эпических элементов и форм. Широкие обобщения национально-исторической и современной жизни воплощались в характерологии, ситуациях и коллизиях, перспективность которых находила свое выражение в композиционных принципах (уплотнение содержания, отбор весомого, синтез подробностей, предметного окружения с важнейшими чертами времени, даже эпохи, циклизация рассказа).

Необычайно возросла роль художественной речи в рассказе, найдены ее пластичные формы, разнообразные повествовательные и рассказовые стили, воссоздающие чувства, переживания, духовные искания человека. Функции художественной речи усложнились. Диалоги, монологи, авторская речь, помимо характеристических назначений, формируют содержание, драматизируя его, В поэтической системе рассказа художественная речь особенно активна, подвижна. Чутко отзываясь на содержательные перемены, она «ведет» за собой другие элементы формы. Таким образом, роль художественной речи не столько формальная, сколько .содержательная. Современный рассказ вбирает в себя народное разноречие и многоголосие, поэтому сказ, столь характерный для прозы 20-х годов, где порой преобладал формальный эксперимент, следует рассматривать как явление стиля, не выпадающее из повествовательной системы и подчиненное ей. В таком качестве сказ может быть обнаружен в разных жанрах, в частности в романах С. Залыгина, в повести Ф. Абрамова; появление его в рассказе обусловлено замыслом, движением сюжета, характером действующих лиц. Решая задачи общелитературные, рассказ прокладывает пути современной прозе.