Для того чтобы осознать конфликт романа
во всей его полноте, следует понять все
оттенки разногласий Евгения Базарова и
Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы
и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По
мнению Павла Петровича,нигилисты попрос-
ту ничего не признают и ничего не уважа-
ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп-
ределить,только выяснив его позицию. Во-
прос,что признавать,на чём, на каких ос-
нованиях строить свои убеждения,-чрезвы-
чайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петро-
вича Кирсанова: право на ведущее положе-
ние в обществе аристократы завоевали не
происхождением,а нравственными достоинс-
твами и делами("Аристократия дала свобо-
ду Англии и поддерживает её"),т.е. нрав-
ственные нормы,выработанные аристократа-
ми,-опора человеческой личности.

Без при-
нципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о
бесполезности громких слов,мы видим, что
"принсипы"Павла Петровича никак не соот-
носятся с его деятельностью на благо об-
щества,а Базаров принимает только то,что
полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь".
"В теперешнее время полезнее всего отри-
цание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и
государственный строй,что приводит Павла
Петровича в замешательство (он "поблед-
нел").Отношение к народу Павла Петровича
и Базарова разное. Павлу Петровичу рели-
гиозность народа,жизнь по заведённым де-
дами порядкам кажутся исконными и ценны-
ми чертами народной жизни, умиляют его.


Базарову же эти качества ненавистны:"На-
род полагает, что, когда гром гремит,это
Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает.Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно
и то же явление и называется по-разному,
и по-разному оценивается его роль в жиз-
ни народа. Павел Петрович:"Он (народ) не
может жить без веры". Базаров:"Грубейшее
суеверие его душит".Просматриваются раз-
ногласия Базарова и Павла Петровича в
отношении к искусству, природе. С точки
зрения Базарова,"читать Пушкина-потерян-
ное время,заниматься музыкой смешно,нас-
лаждатьтся природою-нелепо".Павел Петро-
вич,напротив,любит природу,музыку.Макси-
мализм Базарова,полагающего, что можно и
нужно во всём опираться только на собст-
венный опыт и собственные ощущения, при-
водит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой
обобщение и художественное осмысление
чужого опыта. Искусство (и литература, и
живопись,и музыка)размягчает душу,отвле-
кает от дела. Всё это "романтизм","чепу-
ха". Базарову,для которого главной фигу-
рой времени был русский мужик, задавлен-
ный нищетой,"грубейшими суевериями", ка-
залось кощунственным"толковать"об искус-
стве,"бессознательном творчестве", когда
"дело идёт о хлебе несущном".

Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети"
столкнулись два сильных,ярких характера.
По своим взглядам, убеждениям Павел Пет-
рович предстал перед нами как представи-
тель "сковывающей,леденящей силы прошед-
шего",а Евгений Базаров-как часть"разру-
шительной, освобождающей силы настоя-
щего".#