Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о \"всемирной отзывчивости\" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.

Так, в стихотворении \"Нравственный человек\" герой считает себя человеком с высокой моралью:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.

Но его \"высокая мораль\" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, \"истерзана позором и печалью\"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.

Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с \"высокой моралью\". Но в чем же мораль его, и почему герой назван \"нравственным человеком\"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.

В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова \"проза\" и \"поэзия\" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: \"Мы с тобой бестолковые люди...\", \"Я не люблю иронии твоей...\", \"Да, наша жизнь текла мятежно...\"

Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях \"Поэт и гражданин\" и \"Элегия\".

В стихотворении \"Поэт и гражданин\" Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.
Эта мысль продолжается в \"Элегии\". Поэзия, не должна забывать \"тему старую страдания народа\". Всякий человек, не будучи поэтом, \"гражданином быть обязан\". В поэте Некрасов видит \"избранника неба\". Поэтому он призывает его:

Не верь, что вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей...
И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений \"чувству всеобнимающей любви\".

Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении \"На смерть Шевченко\" Некрасов называет \"русской земли человеком замечательным\", \"все он изведал...\". Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет \"семьей великой, вольной, новой\".

А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых \"сокровища\" душевной красоты совмещены... \"благодатно\". Поэтому \"свои труды, надежды, помышления\" они отдали родине, которую \"как женщину\" любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:

Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...

Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.
Вершиной его нравственных поисков стала поэма \"Кому на Руси жить хорошо\".
В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,\"как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: \"Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!\". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о \"всемирной отзывчивости\" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека. Так, в стихотворении \"Нравственный человек\" герой считает себя человеком с высокой моралью:

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.

Но его \"высокая мораль\" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, \"истерзана позором и печалью\"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.

Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с \"высокой моралью\". Но в чем же мораль его, и почему герой назван \"нравственным человеком\"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.
В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова \"проза\" и \"поэзия\" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: \"Мы с тобой бестолковые люди...\", \"Я не люблю иронии твоей...\", \"Да, наша жизнь текла мятежно...\"

Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении \"На смерть Шевченко\" Некрасов называет \"русской земли человеком замечательным\", \"все он изведал...\". Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет \"семьей великой, вольной, новой\".

А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых \"сокровища\" душевной красоты совмещены... \"благодатно\". Поэтому \"свои труды, надежды, помышления\" они отдали родине, которую \"как женщину\" любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...

Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.
Вершиной его нравственных поисков стала поэма \"Кому на Руси жить хорошо\".
В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,\"как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: \"Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!\". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.