Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Автор исследует народную жизнь до и после 1861 года, после формальной отмены крепостного права. В центре произведения – проблема взаимоотношений между барином и мужиком, между помещиками и крестьянами. Обозначая проблему, Некрасов показывает сильные и слабые стороны народного характера.
В главе «Крестьянка» прослеживается конфликт «во времена досельные» между корежскими крестьянами и их владельцем – помещиком Шалашниковым. Рассказывает о борьбе за народные права каторжанин Савелий. Редкая удача выпала крестьянам: их поселение находилось в глуши:
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
По этой причине труженики не платили оброк, не отрабатывали барщину. Ни хозяин, ни земская полиция не могли пробиться за данью через болота. Тогда Шалашников потребовал, чтобы крестьяне сами являлись к нему в губернский город. Началось своеобразное состязание между подневольными людьми и их хозяином. Шалашников требовал денег, а крестьяне сопротивлялись его напору. Против силы они использовали терпение и выдержку:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь!»
Корежские крестьяне готовы умереть под розгами, но не покориться. Савелия восхищает их страстная жажда независимости:
Вот были люди гордые!
Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков, они не согнулись и выстояли. После смерти барина пришел «благоденствию крестьянскому конец». Наследник послал в Корежину управляющего – немца Фогеля:
У немца – хватка мертвая:
Пока не пустит по миру,
Не отойдя, сосет!
Приказчик ловко использовал безразличие крестьян к подневольному труду, их невежество, и они сами проложили дорогу в свою глухомань, открыли путь к своему рабству. Однако жгучее чувство ненависти к угнетателям снова вывело корежских крестьян на путь борьбы: «наши топоры лежали до поры!» Не выдержав голода и лишений, они немца «живьем» в землю закопали.
В конфликте крестьян с властью Некрасов отмечает силу и слабость русских богатырей. С одной стороны, они стремятся к свободе. С другой, вся сила тружеников уходит на терпение, на «внутренний» подвиг, проверку силы духа. Русского богатыря нельзя поработить физической расправой, но можно – хитростью. И тем не менее тот же Савелий не утратил естественного желания свободы: он смог убежать с каторги. Для поэта мужик велик прежде всего в своей жажде воли.
В главе «Последыш» Некрасов тоже показывает общественные отношения между помещиками и крестьянами. На Вахлачине действие происходит уже после отмены крепостного права. В начале главы автор рисует картину коллективного труда, подчеркивает богатырство вахлаков:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули,
Трава мгновенно дрогнула
И пала, прошумев!
И вот такие великие труженики безропотно и приниженно переносят моральные унижения. Они согласились разыгрывать «камедь», притворяться крепостными перед прежним владельцем. Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. Наследники бывшего хозяина купили свободу вахлаков за водку да «посулили» им заливные луга. Так народ-богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство.
Образ помещика Утятина автор рисует в сатирических красках, тем самым усиливая контраст между физической мощью, духовным потенциалом крестьян и слабостью, скудоумием полупарализованного бывшего владельца.
Автор показывает, как многолико крестьянство, как различается уровень духовного развития старосты Власа, Агапа Петрова и Клима Лавина. Влас занимает в сложившейся ситуации двойственную позицию. Он готов подчиниться общему решению крестьянского мира и продолжать кланяться бывшему господину. Однако он не желает быть «шутом гороховым» в качестве бурмистра, выполнять дурацкие приказы выжившего из ума Утятина. Климка Лавин – отчаянный гуляка, пьяница, мошенник, с удовольствием соглашается ублажать «последыша». Он готов «кланяться за водку всякому». Агап Петров по-иному расценивает сложившееся положение. Он возмущен, не желает унижаться и участвовать в комедии вахлаков. В решении мужиков сохранить старые порядки Агап видит проявление мужицкой глупости и вековечной рабской сути:
Ай, мужики! Царь сжалился,
Так вы в хомут с охотою…
Бог с ними, с сенокосами!
Знать не хочу господ!..
Крестьянин вступает в открытый конфликт с Последышем:
Крестьянских душ владение
Покончено! Последыш ты!
К концу главы слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. «Шутка» крестьян обернулась бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба за заливные луга. Некрасов честно показывает примеры терпения и смирения народа.
Однако автору дорого крестьянское проявление самостоятельности в антитезе помещик – мужик. Яким Нагой в главе «Пьяная ночь» выступает как народный защитник. Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское, чувство чести и собственного достоинства. Отстаивая чувство крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна, и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.
Таким образом, Некрасов в поэме показал сложные взаимоотношения барина и мужика. Ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей. Поэт верит, что народ-труженик способен изменить свою судьбу, окончательно освободиться от духовного рабства и избавиться от помещиков-«дольщиков».