Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать картину развивающейся России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после реформы 1861 года, поэму об освобождении, возрождения народа, Некрасов значительно расширил первоначальный замысел. Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «счастье», «воля», «честь», «покой», потому что вне этого философским осмыслением невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа. Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав.

Объединенная способом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова – того, кто поведет людей на свободу. Авторское задание определило не только жанровое новаторство, но и всю своеобразность поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он строит на фольклорной основе. В «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания. Какое же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы – отсутствие в нем авторства: народ сочиняет, народ рассказывает, народ слушает. Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали. Когда само произведение обращено не только к интеллигенции, но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собой Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэма написана «свободным» языком, максимально приближенным к простонародной речи.

Стих поэмы исследователи называют «гениальной находкой» Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые обороты. Органично вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников), искусно воссоздать и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, выразительные монологи крестьянских ораторов, несуразные самодовольные рассуждения самодура-помещика. Красочные народные сцены, полные жизни и движений, множество характерных лиц и фигур – все это создает неповторимое многоголосие Некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, вместо него слышны голоса и речь бесчисленных его персонажей.

Похожие сочинения

  1. Характеристика образа Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — Савелия — читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...смотреть целиком
  2. Изображение народа
    Как пушкинский роман «Евгений Онегин», названный Белинским «энциклопедией русской жизни», так и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно с полным основанием считать энциклопедией русской народной жизни середины прошлого века. Автор называл поэму...смотреть целиком
  3. Значение образа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось...смотреть целиком
  4. Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна. К созданию...смотреть целиком
  5. Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить...смотреть целиком
  6. Как решается проблема счастья в поэме «Кому на руси жить хорошо»
    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно...смотреть целиком
  7. Критический анализ типичных ошибок на примере поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    Критический анализ типичных ошибок на примере сочинения по теме художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», как средство раскрытия ее идейного содержания. I. Некрасов — лучший продолжатель народных традиций. II. «Пускай нам говорит...смотреть целиком