Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/nekrasov_n_a/_story/komy_na_rusi/ironiia_i_satira_v_poeme_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_horosho/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102


Крестьяне - беззащитные жертвы помещиков. Они терпят много несправедливостей, но, жаловаться им некому. «Высоко бог, далеко царь», - говорит Матрене Тимофеевне старик Савелий. Царь, державший в своих руках государственную власть, не защитник народа. Царская власть представляется крестьянину в виде двух страшных бедствий - поборов и рекрутчины, оставлявшей семью без кормильца. Сам царь не появляется в поэме, зато народу хорошо известны царские слуги: чиновники, полицейские, воинские начальники. В главе «Счастливые» рассказывается о продажности подьячих, о государевом посланном, усмирявшем бунт крестьян в деревне Столбняки уезда Недыханьева Испуганной губернии, в главе «Демушка» - о «неправедных судьях», для которых крестьянское горе - случай поживиться:

* Как вихорь налетал
* Рвал бороды начальничек,
* Как лютый зверь наскакивал
* Ломал перстни злаченые…
* Потом он кушать стал,
* Пил-ел, с попом беседовал,
* Я слышала, как шепотом
* Поп плакался ему:
* «У нас народ - всё голь да пьянь.
* За свадебку, за исповедь Должают по годам.

Встретившийся странникам поп старается выразить сочувствие крестьянскому горю. «Душа переворачивается» в нем, когда в семье, теряющей кормильца, ему подают «два медных пятака». Но от «воздаяния» поп не отказывается. Речь попа, так же как и речь Оболта-Оболдуева, служит средством саморазоблачения его. Желая пробудить активность народа, поэт клеймит презрением тех, кто добровольно проявляет холопское рвение в угождении господам. Отвращение вызывает «любимый раб» князя Переметьева, хвастающийся своею «благородною» болезнью. Характеристику лакея дополняет картина порки его за воровство.

* «Откуда прыть явилася!
* Болезнь ту благородную
* Вдруг сняло как рукой!»

смеются крестьяне над убегающим холопом. Если лакей Переметьева с гордостью называет себя «первейшим рабом», то Ипат, лакей князя Утятина, в самоуничижении гордится тем, что он был для «княжеской особы» предметом забав, едва не стоивших ему - «последнему рабу» - жизни. Странники добродушно посмеиваются над холопством этих «рабов», но, когда речь заходит о предателе народа (рассказ Игнатия Прохорова «Крестьянский грех»), крестьянам не до смеху. Значительность этой темы Некрасов подчеркивает изменением формы стиха.

Особенностью поэмы является «белый стих» (без рифм), отличающийся разнообразием интонаций, непринужденностью, живостью языка, широким использованием разговорной речи. Но в тех случаях, когда поэт - хочет усилить значимость стиха, он прибегает к рифмам и изменяет размер. Рассказ «Крестьянский грех» написан рифмованным стихом в народном песенно-былинном ритме, близок к народному эпосу и язык этого рассказа:

* На десятки лет, до недавних дней
* Восемь тысяч душ закрепил злодей,




* С родом, с племенем, что народу-то!
* Что народу-то! с камнем в воду-то!

Значительность мысли усиливается использованием религиозных, выражений:

* Все прощает бог, а Иудин грех
* Не прощается.

В этих словах - приговор народа предателю, который, вступив в сделку с наследником адмирала, уничтожил завещание, освобождавшее от рабства восемь тысяч крестьян.

Протестующие Крестьяне единодушно осуждают тех, кто из холопства или личной корысти выслуживается перед господами, и уважают тех, кто защищает достоинство труженика, протестует против несправедливости. Таким правдоискателем показан в поэме Яким Нагой. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось».

* Как липочка ободранный,
* Вернулся он на родину…

Выше личных нужд ставят благо народа и семь мужиков, отправившихся на поиски счастливого. Это не равнодушные свидетели описываемых событий - в поэме неоднократно проявляется их личное отношение к увиденному. Простые крестьяне, часто наивные и непосредственные как дети, тонко чувствуют красоту природы, тепло относятся ко всему живому.

* …Жаворонка малого,
* Застрявшего во льну,
* Роман распутал бережно,
* Поцеловал: «Лети!»
* И птичка ввысь помчалася,
* За нею, умиленные,
* Следили мужики…

Похожие сочинения

  1. Жизнь помещиков (по поэме “Кому на Руси жить хорошо")
    Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из...смотреть целиком
  2. Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Некрасов назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. «Кому на Руси жить хорошо» — народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: «крестьянской» поэмы,...смотреть целиком
  3. Народные заступники в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь...смотреть целиком
  4. «Кому на Руси жить хорошо» – зеркало крестьянской жизни
    Н. А. Некрасов задумал написать «эпопею крестьянской жизни». Но когда произведение вышло в свет, стало ясно, что оно отражает не только жизнь крестьянства. Эта поэма стала настоящей энциклопедией всей русской жизни, «народной книгой», понятной народу,...смотреть целиком
  5. Обобщенный фольклорный образ поэмы
    Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются абсолютно разнородные элементы:...смотреть целиком
  6. «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается...смотреть целиком
  7. «Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему...смотреть целиком