Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/nekrasov_n_a/_story/komy_na_rusi/staraia_rus_v_poeme_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_horosho_obolt_obolduev_i_kniaz_utiatin/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Во время недалекое
Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
И жили там помещики

Некрасов
В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне, как и в дореформенную пору, страдали под гнетом многочисленных пережитков крепостничества. В поэме автор дает целую галерею развившихся под сенью закона жестоких крепостников старой Руси: тиран и лицемер Оболт Оболдуев, отвратительный садист князь Утятин, живодер Шалашников, душегуб Поливанов, убийца по прозванию пан Глуховский. Остановимся на образах Оболта Оболдуева и князя Утятина.
Оболт Оболдуев – яркий сатирический образ, живет сытой и праздной жизнью помещика как до реформы, так и после неё. Это подтверждается его портретной зарисовкой:
…барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.
Помещик сожалеет о многих утратах; Но нельзя принимать всерьез эти сожаления, ведь достаточно сравнить портретную зарисовку «несчастного» помещика с портретом «счастливого» каменщика, и все станет ясно:
Мужик с одышкою,
Расслабленный, худой.
(Нос вострый, как у мертвого
Как грабли руки топорщие,
Как спицы ноги длинные,
Не человек – комар.)
А ведь как многозвучна сама сама фамилия этого героя! Оболт Оболдуев…
Его портрет – это портрет человека, живущего в праздности и довольстве!
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бакенбардами,
Широкие штаны.
Некрасов дает нам возможность увидеть непримиримость конфликта между помещиками и крестьянами, показывая встречу семи странников с помещиком. У них мирные намерения:
Крестьяне…
…сняли шапочки,
Низенько поклонилися…
Но помещик в каждом из них видит прямого врага и в борьбе с этим врагом готов идти на самые крайние меры:
Он пистолетик выхватил,
И дуло шестиствольное
На странников навел.
Автор очень остро обнажил в этой сцене крайнее напряжение в борьбе помещиков и крестьян в пореформенной России. В разговоре мужиков с Оболт Оболдуем поэт подчеркнул недоверие крестьян к помещику.«Дворянское слово» помещика отвечать на спрос «по правде и по разуму» вызывает со стороны мужиков гневный отпор:
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам
На вопрос крестьян: «Ты как вольготно, счастливо, помещичек, живешь?», помещик реагирует горестно. Он страдает, что «счастливая» жизнь ушла вместе с крепостной Русью. Ведь исчезла всеобщая покорность, нет неограниченной власти:
Деревней ехать совестно,
Мужик сидит – не двинется,
Не гордость благородную –
Желчь чувствуешь в груди.
Его рассказ о счастье – это гимн крепостническому праву:
… и жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет…
Полный произвол, жестокость, ничем не ограниченное владычество грубой силы – вот идеал помещика:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Он горько оплакивает Русь крепостническую:
Ой, жизнь широкая!
Прости – прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Теперь не та уж Русь!
И в образе жизни князя Утятина как бы реализована мечта Оболта Оболдуева о «всякой роскоши» дворянской жизни. Но проявление этой мечты поэт дает сатирически, показывая быт князя Утятина. Идет сенокосная пора, и в эту напряженную для крестьян пору автор показывает праздные гуляющие помещичьи семьи на лодках, с собачками, с многочисленной свитой.
Некрасов с разоблачительной сатирической силой говорит о Последыше, с гневом повествует о его садизме:
Словно музыку,
Последыш стоны слушает.
Князь Утятин – Последыш глуп, «чудит», «дурит» по-старому, он поверил, что «мужиков помещикам велели воротить». Глупость его не знает границ: его «приказы по вотчине» - женить шестилетнего Павла Шохова на семидесятилетней вдове Терентьевой, пастухам унимать коров, когда они мычат, назначить сторожем Еремку, от рождения «глухонемого дурака» - это верх глупости, тупости, несостоятельности.
История с князем Утятиным убеждает: положение в России и после отмены крепостного права осталось ненормальным.
Н.А.Некрасов, глубоко реалистически раскрывая образы Оболта Оболдуева и князя Утятина, вновь, как и в споре о счастье, приводит читателя к выводу о необходимости коренной переделки действительности.
Но автор подводит нас к мысли и о том, что крестьянское счастье и свобода оказываются невозможными, пока в народе живет привычка к рабству и покорности.
Песня «Русь», которой заканчивается поэма, помогает понять, что именно в народе есть та сила, способная осуществить переустройство жизни:
Русь подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Именно эту мысль хотел довести автор до крестьянства, именно об этом он мечтал.


Похожие сочинения

  1. Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы — собирательный образ русского...смотреть целиком
  2. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Второй вариант) (План-сочинение)  Новое!
    Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо», над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведе­ния, определившей жанровое своеобразие...смотреть целиком
  3. Идейно-тематическое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»  Новое!
    Поэма Некрасова, став­шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен­ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя...смотреть целиком
  4. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» задумана как эпопея, т.е. художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в судьбе народа. Поэт воссоздает широкую панораму жизни пореформенной России, показывает горькую...смотреть целиком
  5. Народные заступники в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь...смотреть целиком
  6. Гриша Добросклонов 2
    Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь...смотреть целиком
  7. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
    Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени- революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий- дворянства, купечества, мещанства....смотреть целиком